Новости

Тенговая жилка на рынке спокойна

Пробежавшись пунктиром по основным курсообразующим факторам для местного валютного рынка в прошлом обзоре (пожалуйста, Къ от 19 ноября «И не стала осень зиму ждать»), сегодня решился на более фундаментальный разговор. Тем более что за окном непонятная осенне-зимняя промозглость, которая располагает к философским беседам и переоценке ценностей.

Пробежавшись пунктиром по основным курсообразующим факторам для местного валютного рынка в прошлом обзоре (пожалуйста, Къ от 19 ноября «И не стала осень зиму ждать»), сегодня решился на более фундаментальный разговор. Тем более что за окном непонятная осенне-зимняя промозглость, которая располагает к философским беседам и переоценке ценностей. Попробуем в очередной раз переоценить произошедшее с фундаментальными основами тенгового рынка за последние несколько месяцев и попытаться понять, куда будет направлен вектор рынка в ближайшие полгода, а также, насколько резко рынок может проследовать в направлении, указанном данным вектором. Для начала предлагаю выделить несколько основных драйверов рынка KZT и проанализировать их прогнозное влияние на рынок. У каждого аналитика список факторов свой, и зачастую данные списки разнятся так же радикально, как и их списки контактов в мобильных телефонах (если, конечно, они не закадычные друзья, посещающие одни и те же фитнесс-клубы, рестораны и прочие центры досуга), поэтому, не претендуя на истину в последней инстанции, ограничусь следующим шорт-листом:
– Динамика сырьевого рынка
– Динамика внешнего рынка форекс
– Процентный дифференциал
– Текущий счет платежного баланса
– Позиция НБ РК

Нумеровать данные факторы я принципиально не стал, так как относительная значимость каждого из них может меняться в зависимости от амплитуды изменений других – так что просто перечисляем факторы и анализируем их влияние. Более того, некоторые из вышеприведенных факторов несут в себе противоречивую причинность для тенге – и с этой точки зрения их весомость может быть существенно меньше кажущейся. В целом же, общий анализ фундамента тенгового рынка не привел меня к каким-то захватывающим дух выводам – тезис о прогнозном укреплении тенге по-прежнему актуален, однако, учитывая определенные плотины – как искусственные, так и естественные, – на пути тенговых потоков выхода USD/KZT из берегов ждать не стоит и учащенное биение пульса вряд ли станет уделом местных валютных трейдеров в ближайшие шесть-двенадцать месяцев.

Динамика сырьевого рынка
Размещенный на центральной полосе страницы график нефти весьма убедителен по отношению к этому же периоду прошлого года, но оставляет туманными перспективы года ближайшего. С одной стороны, обнадеживающие признаки восстановления мировой экономики говорят в пользу того, что нефтяное ралли может попробовать и в этот раз дотянуться до пресловутых 100$ за баррель. С другой – устойчивость роста пока под вопросом, а нефть, как и базовые металлы, является видом сырья, наиболее уязвимым к сменам рыночных настроений. Бдящее за сырьевыми биржами око надзирателей – а усиленное регулирование биржевой деятельности становится явной тенденцией финансового рынка на ближайший год-два – теперь также может осложнить дорогу на рынок спекулятивным финансовым потокам, разувшим нефтяной пузырь до 140$ не далее как в середине 2008 г. Соответственно, однозначных перспектив у нефтяного рынка не очень-то и просматривается, делая прогнозную оценку данного фактора для будущей динамики курса тенге нейтральной.

Динамика внешнего рынка форекс
Пожалуй, единственным достаточно сильным аргументом в пользу укрепления тенге может служить сравнительная динамика внешнего валютного рынка. Перечень стран – основных торговых партнеров Казахстана – невелик, и, по большому счету, актуальной с этой точки зрения является динамика двух валют – евро и российского рубля. Особенно российской валюты, учитывая 30% импорта, приходящиеся на долю соседа. Оба курса, отображенные на графике ниже, – и EUR/KZT, и RUBKT – показывают на существенный потенциал укрепления тенге к данным валютам, даже если курс евро и рубля на внешнем рынке будет оставаться стабильным. Уже после февральского скачка по отношению к каждой из них тенге потерял более 15% – и коррекция даже половины данных потерь приведет пары к давно уже не появлявшимся в сводках котировкам около 200 и менее 5 тенге за евро и рубль соответственно.

К еще более оптимистичным выводам можно придти, анализируя динамику других сырьевых валют, также как и тенге, в большей или меньшей степени, зависимых от конъюнктуры сырьевого рынка. В качестве наиболее иллюстративного примера я привожу норвежскую крону (NOK). Можно было, конечно, замахнуться и на компашку из сырьевых долларов – AUD, NZD и CAD – но у этой братии уже полурезервный статус, так что сравнение скорее бы походило на метафору. Норвежская же валюта, по содержанию экспортного звена и относительно ограниченной ликвидности рынка, тенге роднее. Родственность эта, однако, слабо чувствуется на постфевральской половинке расположенного ниже графика. На нем видно, что девальвацию – не центробанковскую, а рыночную – крона пережила еще в конце прошлого года, причем гораздо более существенную, чем тенге, – с уровня около 5 крон за доллар, NOK улетала в район 7 крон за 1 USD (движение в 40%). С тех пор, однако, на фоне стабилизации нефтяного рынка и возвращения инвесторского аппетита к риску, норвежская валюта восстановила те потери. Напрямую экстраполировать подобное укрепление на родную теньгушку было бы чересчур патриотично – все-таки никто из норвежских банков не просил инвесторов списать 80% обязательств – однако, в качестве аргумента «за» укрепление тенге не принять сей факт нельзя.

(продолжение – в следующем номере)