2009 год был сложным годом для финансового сектора и ярким на события в нем. Прогнозы касательно финансовой системы были порой катастрофическими. Насколько эти прогнозы оправдались, решил проверить «Къ».
Один из самых ярких и кричащих прогнозов прошлого года связан с крахом доллара. Тогда практически каждое издание писало о грядущем обвале курса доллара и дефолте США. Доктор политических наук Игорь Панарин был одним из «экспертов» в области экономики, который твердил о крахе доллара в октябре 2009 года, в связи с огромным долгом в размере $13 трлн и будущим дефицитом бюджета многих штатов. Но в октябре данный крах не произошел, и г-н Панарин передвинул дату на декабрь, а затем и вовсе на 2010 год. Но как мы видим, доллар продолжает жить.
Другим важным прогнозом был дефолт банковской системы Казахстана или ряда банков Казахстана. Еще в конце 2008 года Всемирный банк заявил о том, что Казахстан является вторым после Исландии кандидатом на крах банковской системы в случае возможного дефолта по кредитным обязательствам. Международный журнал Euromoney также включил казахстанскую банковскую систему в черный список в связи с ухудшением кредитного портфеля и растущими обязательствами. Весной 2009 года говорилось о нехватке ликвидности. Ходили слухи о замораживании счетов. Ряд аналитиков заявляли, что уже сейчас видна нехватка ликвидности, и здесь проблема даже не в том, что БВУ не смогут кредитовать экономику, а в том, что они не смогут ответить по обязательствам. Однако в итоге ни один крупный банк не был ликвидирован. Альянс банк находится в заключительной стадии успешной реструктуризации, как и БТА банк – на одной из последних стадий реструктуризации. Более того, сейчас внешний долг БВУ составляет $28,4 млрд, и это без учета реструктуризации банков, в завершение которого долг сократится еще на $10 млрд. При этом общие внешние активы банков составляют $24 млрд.
Ситуация с ликвидностью была решена еще осенью 2009 года, когда и начались уменьшения ставок KazPrime, ставок по депозитам в Национальном банке и других финансовых инструментов. При такой ситуации слово «дефицит» явно неуместно.
Одним из самых неожиданных финансовых показателей стал уровень инфляции, который составил 6,2%. Если бы в начале года аналитикам сказали, что инфляция составит 6,2%, многие бы рассмеялись. Ведь усредненный прогноз уровня инфляции был 9,6%. Примерно эту же цифру прогнозировал в начале года Национальный банк. Аналитики АТФ банка и вовсе прогнозировали инфляцию, после девальвации тенге, на уровне 12,6%. Самыми точными оказались аналитики из компании «Citi Investment Research and Analysis», которые прогнозировали уровень инфляции в районе 6%.
Положительным, всем прогнозам назло, был рост ВВП, который, по предварительным подсчетам, составил 1%. Хотя такие агентства как Fitch и Standard & Poor`s прогнозировали спад ВВП на 3% и 3,5% соответственно. «Халык Финанс» и вовсе прогнозировал уменьшение на 6%, а МВФ – на 2%.