Казахстанские интеллектуалы ни на что не влияют

Опубликовано
В прошлую пятницу Нурсултан Назарбаев распорядился создать Государственное агентство стратегических исследований для координации деятельности исследовательских институтов. Между тем, в топе-50 Глобального рейтинга экспертно-аналитических центров мира The Think Tank Index, представленном на этой неделе штаб-квартирой ООН, есть Россия, Кыргызстан, Украина, Армения, но нет Казахстана.

В прошлую пятницу Нурсултан Назарбаев распорядился создать Государственное агентство стратегических исследований для координации деятельности исследовательских институтов. Между тем, в топе-50 Глобального рейтинга экспертно-аналитических центров мира The Think Tank Index, представленном на этой неделе штаб-квартирой ООН, есть Россия, Кыргызстан, Украина, Армения, но нет Казахстана.

The Think Tank Index – единственный пока Глобальный рейтинг «мозговых центров». Его второй год подряд составляет Университет Пенсильвании на основе опроса нескольких тысяч ученых и экспертов, которые оценивают роль свыше 6 тысяч исследовательских центров по всему миру. По данным авторов исследования, в мире в общей сложности насчитывается 5 465 экспертно-аналитических центров, исследующих широкий круг общественно-значимых вопросов – от политики и экономики до экологии и здравоохранения – в 170 странах мира.

Из «эсэнговских» в число наиболее компетентных и влиятельных институтов вошли 5 российских (Московский центр Карнеги, Российский институт мировой экономики и международных отношений РАН, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Институт США и Канады, Фонд ИНДЕМ), 2 из Кыргызстана (Институт общественной политики и Международный центр политических исследований), 1 украинский (Центр Разумкова) и 1 армянский (Международный центр гуманитарного развития). Следует отметить, что россияне несколько утратили позиции – в прошлом году в топ-50 входило 7 исследовательских центров.

Из 8 казахстанских исследовательских институтов, «посчитанных» авторами исследования, в топ не вошел ни один. Однако отечественные исследователи не склонны драматизировать ситуацию. Первый заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Лейла Музапарова считает, что отсутствие места в рейтинге вовсе не говорит о том, что в Казахстане плохая аналитика. «Возможно, у нас просто не состоялось партнерство с авторами рейтинга. Все-таки Казахстан – не центр земли, они о нас узнают только тогда, когда мы проводим какие-то совместные проекты», – поделилась она с «Къ». В подтверждение Лейла Музапарова привела пример с рейтингами конкурентоспособности, когда Казахстан был включен во второй из существующих (Лозанский) только после того, как в позапрошлом году замдиректора Лозанского университета был приглашен на одно из мероприятий Казахстанского института экономики и политики. Вместе с тем, замдиректора КИСИ, комментируя присутствие в рейтинге исследовательских центров Украины, Кыргызстана и Армении, не отрицает связи уровня демократических преобразований в стране и уровня развития общественных наук. Старший научный сотрудник КИСИ Тимур Козырев считает, что в составлении таких рейтингов большую роль играет фактор информационного присутствия, так что не стоит преувеличивать его значение. «Тем не менее, – сказал он «Къ», – тот факт, что вопрос о необходимости координации стратегических исследований и использования их результатов озвучивается на уровне главы государства, с одной стороны, говорит о наличии проблемы, с другой – дает надежду, что ее будут всерьез решать». Развитию аналитики в Казахстане, как и в большинстве стран СНГ, на его взгляд, мешает несформированность школы и упадок системы образования. А вот то, что в Армении, в отличие от Казахстана, есть достаточно влиятельный и компетентный исследовательский центр, его не удивляет. «Что касается армян, то они еще в советское время занимали первое место среди народов СССР по количеству лиц с высшим образованием на душу населения, опережая даже евреев», – прокомментировал он.

Управляющий партнер Zertteu DC Group Арман Идрисов считает, что в Казахстане пока отсутствуют лидеры, которые могли бы взяться за организацию таких think tanks. Но главное – отсутствие платежеспособного спроса со стороны властей, компаний, неправительственных организаций, инвесторов на серьезную аналитику. Впрочем, ситуация, по его по мнению, сейчас, благодаря кризису, начала меняться – и бизнес, и власти стали искать объективную аналитику, так как цена ошибки растет.

Тем не менее, факт остается фактом – в то время как в Казахстане по инерции продолжают определять влиятельность по количественным показателям, гораздо менее богатые соседи начинают опережать нас качественно. В результате может сложиться ситуация, когда те же иностранные инвесторы будут заказывать интересующие их исследования по Казахстану в соседнем Кыргызстане исследовательским центрам, стоящим в одном списке с Институтом Гувера и Фондом Карнеги.

В десятку государств, обладающих наибольшим количеством исследовательских центров, вошла Россия. В целом, первая десятка выглядит следующим образом: США– 1 777, Великобритания – 283, Германия – 186, Франция – 165, Аргентина – 122, Индия – 121, Россия – 107, Япония – 105, Канада – 94, Италия – 87. В Украине 45 исследовательских центров, в Эстонии – 15, в Грузии – 14, в Литве, Армении и Азербайджане – по 13, в Беларуси – 12, в Кыргызстане и Латвии – по 9, в Казахстане и Узбекистане – по 8, в Таджикистане – 6, в Молдове – 5.

Читайте также