Кризис в Греции как аттестат зрелости для развивающихся рынков

Опубликовано
Благодаря кризису в Исландии и Греции, инвестиционный капитал массово потечет на развивающиеся рынки. Греция разрушила прежние представления инвесторов о том, что номинально развитые страны считаются более безопасными для капиталовложений. Учитывая непоколебимый рост Китая и Бразилии и перспективы, по крайней мере, нескольких лет анемичного роста и огромных долговых обязательств в странах Запада и Японии, нетрудно понять, почему произошли такие глобальные изменения в отношении инвесторов.

Благодаря кризису в Исландии и Греции, инвестиционный капитал массово потечет на развивающиеся рынки. Греция разрушила прежние представления инвесторов о том, что номинально развитые страны считаются более безопасными для капиталовложений. Учитывая непоколебимый рост Китая и Бразилии и перспективы, по крайней мере, нескольких лет анемичного роста и огромных долговых обязательств в странах Запада и Японии, нетрудно понять, почему произошли такие глобальные изменения в отношении инвесторов.

Изменения уже заметны по стоимости страхования долговых обязательств и доходности облигаций, которые в развивающихся странах обычно выше, отражая рыночные, экономические и политические риски. Но в этом году стало гораздо дороже страховать облигации Греции и Ирландии, чем облигации Польши и Бразилии. А японские кредитные свопы на дефолт выросли по сравнению с китайскими. На прошлой неделе инвесторы были готовы получать на 100 базисных пунктов меньше по 10-летним облигациям Венгрии, против 5-летних облигаций Греции. Даже если сравнивать в абсолютном значении, облигации Венгрии, деноминированные в евро, торгуются на 150 базисных пунктов уже, чем новые эталонные облигации Греции. «Кризис стер границы между развивающимися и развитыми рынками, поменялось обоснование инвестирования, – считает Фил Пул (Phil Poole), глава исследовательского департамента в HSBC, – все, что происходит в классах активов говорит о том, что идет перебалансировка портфелей, где большую долю будут занимать активы развивающихся рынков».

По данным фонда EPFR Global, в 2009 году фонды акций и облигаций развивающихся рынков привлекли рекордный объем в 75 миллиардов долларов, заняв второе место после американских облигационных фондов. В сравнении – американские фонды акций потеряли 42 миллиарда долларов.

Что еще более впечатляюще, как только беспокойства насчет Греции усилились, рынок облигаций развивающихся стран увидел рекордный приток капитала, хотя рынок акций снизился. «Я бы не сказал, что проблемы в Греции являются прямым катализатором, скорее, инвесторы сфокусировали внимание на сильных фундаменталиях развивающихся рынков и трудностях развитых стран на выходе из кризиса, – делится мнением Майк Гомез (Mike Gomez), управляющий 31 миллиардом долларов облигаций развивающихся стран в PIMCO. – Стоит также отметить, что в уровне принимаемого на себя риска произошла очень существенная разница».

Инвестиционный рейтинг
Однако не все развивающиеся рынки чувствуют себя хорошо. И вряд ли кто-то надеется на то, что они смогут справиться с серьезными трудностями. Но в целом, развивающиеся экономики находились в хорошей форме, когда кредитный кризис взорвал рынки в 2008 году.

Хотя они растут в два раза быстрее более богатых сотоварищей, показатели госдолга и дефицита бюджета составляют половину от уровней развитых стран.

Рейтинговые агентства уже отметили рост 30 позитивными оценками. Этот поток апгрейда поднял средний рейтинг по индексу JP Morgan Emerging Markets Global Diversified (по 37 странам) до инвестиционного рейтинга. Инвестиционный рейтинг открывает класс активов для более широкого круга инвесторов, вроде институциональных пенсионных фондов, которые, согласно данным отчета RBC, держат лишь 2 % от 5 триллионов активов развивающихся рынков.

«Сильный интерес будет к рынку облигаций, деноминированных в местной валюте, который раньше рассматривался как заповедник для самых алчных охотников за риском. «К этому рынку относится группа стран с рейтингом местной валюты BBB+, а средняя пятилетняя доходность по индексу JP Morgan Emerging Markets Global Diversified составляет 7,4 %», – комментирует Гомез. Это на 5 % выше доходности по облигациям США и Германии.

Снова разговоры о decoupling?
Способность развивающихся стран к восстановлению снова подогревает разговоры о разном поведение экономик (decoupling), отражая взгляды о том, что развивающиеся рынки уже достаточно сильны, чтобы компенсировать слабость более развитых экономик. Правда эта теория была дискредитирована в 2008 году, когда акции развивающихся стран потеряли половину своей стоимости на волне падения рынков Лондона и Нью-Йорка.

«Разное поведение экономик и финансовых рынков маловероятно в глобализированном мире, однако реальные экономики развивающихся и развитых наций находятся на разных путях развития, – уверен Эсвар Прасад (Eswar Prasad), старший партнер Brookings Institute, Washington DC. – Суть в том, что показатели роста, которые мы видим в развивающихся странах, даже в такой среде, подразумевают структурное, а не циклическое разделение». Эти структурные изменения должны отражаться в корпоративном и личном доходе, подталкивая рынки акций, цены на недвижимость, налоговый приход и валюту.

Следствием изменений для относительно небольшого класса активов, как, например, индекса акций развивающихся стран MSCI, станет большая волатильность. «Это значит, что развивающиеся страны должны улучшить состояние финансовой системы, чтобы справится с волатильными потоками капитала», – добавляет Прасад.

Читайте также