Новости

Шуман на улице Калдаякова

В Казахской государственной филармонии имени Жамбыла начался цикл вечеров фортепианной музыки, посвященных двухсотлетию со дня рождения Роберта Шумана. Юбилей немецкого композитора совпал с семидесятипятилетием филармонии – поведала пианистка Жанар Сулейманова во время праздничного сольного концерта.

В Казахской государственной филармонии имени Жамбыла начался цикл вечеров фортепианной музыки, посвященных двухсотлетию со дня рождения Роберта Шумана. Юбилей немецкого композитора совпал с семидесятипятилетием филармонии – поведала пианистка Жанар Сулейманова во время праздничного сольного концерта.

Программа вечера состояла из «Сонаты № 1 фа диез минор», «Сонаты № 2 соль минор» и «Четырех маршей». Кажется, в них прозвучала целая эпоха романтической музыки и отразилась непростая судьба композитора, одарившая и вместе с тем наказавшая его гением.

Русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов называл Роберта Шумана «поэтом по преимуществу», обобщая всю деятельность музыканта, который был дирижером, педагогом, литератором и философом. Восставая против мещанства, он хотел поникнуть в глубины человеческого сердца: его музыка звучит с надрывом, но полна света и надежды.

«Соната № 1 фа диез минор», прозвучавшая в первом отделении концерта, повествует о сложных чувствах композитора. Соната, написанная в 1835 году, посвящена Кларе Вик. Долгие годы он добивался руки возлюбленной Клары – известной уже тогда европейской пианистки. Ее отец не видел в Роберте достойного мужа и разными способами разлучал пару.

Во втором отделении «Соната № 2 соль минор» продолжила историю любви. Известный пианист Генрих Нейгауз за эмоциональную насыщенность и бурный безудержный лиризм назвал это произведение «поэмой нетерпения». Любовные страдания Шумана закончились в 1840 году – после бракосочетания Роберта с Кларой.

В произведении «Четыре марша» композитор выступил на стороне борцов за свободу во время революции в 1848 году.

Творения Роберта Шумана красноречивее слов описывают события его жизни и эпохи – достаточно вслушаться в звуки музыки.

Немаловажна, конечно, и техника исполнения. В этом Жанар Сулейманова безупречна: она уже играла эту программу на 190-летие композитора, а в этот раз дополнила ее маршами.

По словам Жанар, не всякий музыкант сможет сыграть сольную программу, необходимо эмоционально созреть, одной технической сноровки недостаточно. Хорошему актеру для сценического перевоплощения необходимо переживать и чувствовать судьбу своего героя, аналогичная модель переживаний работает и у музыкантов. Заниматься с вмонтированными эмоциями невозможно, они набираются в ходе занятий и на сцене усиливаются за счет волнения и личных переживаний музыкальных историй. Чем талантливее люди, тем интереснее их исполнение. «Был даже такой случай, – рассказывает исполнительница, – пианисты Мария Юдина и Владимир Софроницкий играли Сонату Ференца Листа друг за другом, но в результате были услышаны по-разному».

На вопрос «мир музыки – это мир мужчин?» (так как в свое время Клара Вик была известнее многих мужчин-музыкантов, но история тем не менее помнит имена Шумана и Брамса) Жанар ответила:

– Существует масса плохих исполнителей среди мужчин, ленивых или непрофессиональных, как знать. Но и женщина-музыкант должна быть физически и морально выносливой, потому что любой творческий человек – это сложный человек, к тому же женщина обременена семьей и бытом. Но знаменитые имена есть: Газиза Жубанова, Жания Аубакирова, Айман Мусаходжаева, Мария Юдина. Что касается Шумана, то его гений проявился как раз в композиторской деятельности, а как пианист он не превзошел своей жены. Он был активной личностью, максималистом, влиял на умы людей своего времени – и этим очень дорог сегодня.

Вечера фортепианной музыки продолжатся в марте.

Жанар СулеймановаДипломант международных конкурсов в США и Италии, окончила Российскую Академию музыки имени Гнесиных и аспирантуру Московской государственной консерватории имени Чайковского. С января 2000 года является солисткой Казахской государственной филармонии имени Жамбыла.