Барака Обама отправил в Китай ключевых членов своей администрации, курирующих вопросы Азии, для разрешения накопившихся споров. Первый замгоссекретаря Джеймс Стейнберг и старший директор по делам Азии Совета национальной безопасности Джеффр Балдер прибыли в Пекин со срочным визитом, целью которого является сглаживание углов в отношениях двух стран, ставших особенно острыми в последнее время. Миссия посланцев Белого дома осложняется жесткой позицией Китая, возложившего накануне визита всю полноту ответственности за кризис на США.
Начавшийся визит будет включать в себя встречи с главой МИД КНР Ян Цзечи и другими китайскими официальными лицами, имена которых стороны предпочли не разглашать. «В последнее время мы ехали по ухабистой дороге, но в интересах как США, так и Китая вернуться к нормальным деловым отношениям как можно быстрее»,— сформулировал задачу официальный представитель Госдепа США Филипп Кроули. В свою очередь, в МИД КНР особо отметили, что визит двух высокопоставленных представителей США проходит по инициативе американской стороны.
Решение послать Джеймса Стейнберга и Джеффри Балдера со срочной миссией в Пекин президент Обама принял спустя считанные недели после того, как китайская сторона пошла на беспрецедентный шаг, пригрозив ввести санкции против американских компаний в ответ на планы США продать Тайваню крупную партию вооружений. Китайские власти усмотрели в оружейном контракте на сумму $6,4 млрд, который администрация Обамы подписала в конце января, угрозу национальной безопасности страны. Помимо обещанных санкций против попавших в китайский «черный список» Boeing, United Technologies, Lockheed Martin и Raytheon, Пекин приостановил военное сотрудничество с США.
Оружейный скандал довел неутешительную ситуацию в двусторонних отношениях до критической точки. Весь последний месяц прошел под знаком нарастающей «войны нервов». Так, президент Обама заявил, что США намерены ужесточить свою политику в торговых отношениях с Пекином и вновь поставить вопрос об искусственно завышенном курсе китайской национальной валюты – юаня, позволяющем Китаю получать сверхприбыли от экспорта своих товаров. Следующим шагом стал демарш госсекретаря Клинтон, объявившей борьбу с Интернет-цензурой в Китае в связи с конфликтом вокруг компании Google одним из приоритетов внешней политики США. А 18 февраля, несмотря на активные протесты Пекина, президент Обама демонстративно организовал прием в Белом доме в честь далай-ламы. Лидер тибетских буддистов уже приезжал в Вашингтон осенью прошлого года, накануне первого визита американского президента в Пекин, но тогда Барака Обама предпочел не заметить его приезд. На сей раз официальный представитель Белого дома заметил, что, хотя США признают Тибет частью КНР, Вашингтон тем не менее обеспокоен соблюдением прав человека и призвал правительство Китая «защитить уникальные культурные и религиозные традиции Тибета».
В международных вопросах стороны также все хуже понимают друг друга, подтверждением чему служит упорное нежелание Пекина, в отличие от России, поддержать новые санкции против Ирана, о чем китайская сторона в очередной раз напомнила накануне визита американских представителей.
В преддверии переговоров с прибывшей из Вашингтона «пожарной командой» китайская сторона сделала примирительное заявление, призвав к урегулированию разногласий с Вашингтоном. «Мы надеемся, что китайско-американские торговые противоречия могут быть сглажены. Мы также надеемся, что этот год не станет «не тихоокеанским годом» в торгово-экономических отношениях двух стран»,— заявил в минувшее воскресенье китайский премьер Вэнь Цзябао. Однако оптимизм наблюдателей, поспешивших усмотреть в этом заявлении сигнал о готовности Пекина к компромиссам, охладило жесткое заявление МИД КНР. Накануне переговоров в Пекине официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства Цинь Ган заявил о том, что «ответственность за трудности в двусторонних отношениях в настоящее время целиком лежит на США». При этом китайский дипломат указал американской стороне на то, что нормализация отношений возможна только одним способом – путем исправления ошибок, допущенных администрацией Обамы. «Мы призываем США добросовестно отнестись к озабоченностям китайской стороны, в полной мере следовать положениям трех совместных коммюнике, уважать коренные интересы Китая и должным образом разрешить чувствительные вопросы»,— поставил задачу перед американскими дипломатами их китайский коллега.
Как считают эксперты в Вашингтоне, серьезной ошибкой было и выступление госсекретаря Клинтон. Заявив о том, что борьба с цензурой в Интернете является одним из приоритетов внешней политики США, госпожа Клинтон не просто затронула очень чувствительную для Пекина тему, но и продемонстрировала, что, кроме резких слов, у Вашингтона нет средств давления на Пекин. К тому же инициативу Госдепа официально не поддержал представитель ни одного государства. Так что мировое сообщество ясно дало понять Китаю, что США будут воевать за свободу слова в Интернете в одиночестве.