Европейский союз намерен создать свое рейтинговое агентство, так как считает, что в руках всего трех компаний: Moody`s, Standard & Poor`s и Fitch сосредоточена слишком большая власть над экономиками разных стран, в том числе и Казахстана.
Власти ЕС хотят радикально изменить систему оценки кредитоспособности стран. В частности, Европейский центробанк (ЕЦБ) обеспокоен олигополией на рынке оценки. Таким образом Еврозона попытается сломить господство международных рейтинговых агентств.
Как стало известно из источников в окружении министров финансов ЕС, Европейскому центробанку предстоит создать собственный суверенный рейтинг для государств, чтобы больше не полагаться на выкладки по кредитоспособности стран от Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch.
Недовольство ЕЦБ было крайне велико, когда судьба Греции оказалась фактически в руках одного рейтингового агентства, а именно Moody’s, которое оценивает платежеспособность Греции пока на уровне «А2». Остальные два агентства уже понизили свои оценки до «ВВВ-».
По правилам Европейского центробанка, эмиссионный банк принимает государственные ценные бумаги в качестве залога лишь в случае оценки кредитоспособности страны по крайней мере одним рейтинговым агентством на уровне «А». В виде исключения из-за финансового кризиса допускаются отклонения от этого правила, и тогда минимальный рейтинг должен быть «ВВВ-». Но это послабление истекает до конца 2010 года. Если Moody’s последним из трех агентств также снизит рейтинг, то рефинансирование большей части греческого долга будет крайне проблематично: большинство банков будут приобретать долговые обязательства Греции, только если смогут заложить их ЕЦБ.
ЕЦБ не стал комментировать рейтинговые нововведения, однако днем ранее член управляющего совета Европейского центробанка и глава Центробанка Австрии Эвальд Новотны выступил с критикой ситуации, при которой в руках рейтинговых агентств сосредоточилось чересчур много власти. Как заявил Новотны, европейцы никогда не могли договориться о создании местной альтернативы большим рейтинговым агентствам, но было бы неплохо снизить зависимость от их решений.
Для рейтинговых же агентств новость о рейтингах ЕЦБ пришла в крайне неподходящий момент. Агентства уже подвергаются сильному прессингу за неверные оценки по бумагам категории subprime, теперь же они могут получить сильного конкурента по важнейшему для них направлению бизнеса.
Руководитель аналитического центра АО «Асыл-Инвест» Дамир Сейсебаев считает, что критика в адрес рейтинговых агентств не совсем справедлива, как и утверждение о том, что они спровоцировали кризис. Просто их методика, согласно которой оцениваются риски, несовершенна и не способна обнаруживать риски нового финансового мира, новой реальности. Впрочем, не способны были этого сделать и правительства, и крупные финансовые структуры. «Возьмем, к примеру, Lehman Brothers, AIG, Fannie Mae и Freddie Maс – мало кто ожидал возникновения ситуации, которая привела к банкротству/ или к стадии банкротства, по крайней мере, публичной оценки такой вероятности мы не увидели. И в этом суть проблемы. Вера в устойчивость крупных структур была непоколебима, и на многие риски закрывались глаза. Мы привыкли верить многоуважаемым рейтинговых агентствам, имеющим большое имя и большую команду именитых аналитиков. И, конечно же, поверить в такие риски у себя дома и увидеть риски у себя под носом им по каким-то причинам было сложно, вместо этого большее внимание уделялось развивающимся странам. Недоумения возникали в ношении того, как в одночасье финструктуры развитых стран, имеющие высокие рейтинги банкротятся, а у финструктур таких стран, как Казахстан, да и у страны в целом, относительно невысокие рейтинги при устойчивости финансовой системы, богатых минеральных ресурсах», – добавил аналитик.
Стоит отметить, что Fitch уже отозвал рейтинг Алматы, и не намерен проводить анализ города впредь. Moody’s отозвало в ноябре прошлого года рейтинг у Астаны. Ранее вызывалось недовольство многими казахстанскими компаниями понижения их рейтинга большой четверкой агентств, и считали их не всегда адекватным.
Экономисты же рады появлению новых, европейских, рейтингов в будущем. «Это очень неудачная ситуация, когда одно агентство имеет столь сильное влияние на то, будет ли ЕЦБ принимать облигации в качестве залогов по ссудам», – говорит главный экономист Deutsche Bank Томас Майер. Специалист по финансовым кризисам из Университета Помпеу Фабра в Барселоне также поддерживает план министров финансов ЕС. «Агентства показали, что их знания ограничены. ЕЦБ мог бы сам хорошо справляться с их работой», – говорит экономист.
Обратной стороной введения рейтингов от ЕЦБ станет то, что правительства будут весьма заинтересованы в позиции регулятора, указывает экономист из Nomura Лоран Билке. «Это единственный тревожный момент, и, кроме того, ЕЦБ является контролирующим органом над национальными регуляторами», – говорит экономист. ЕЦБ уже принимает внутренние рейтинги, подготовленные национальными центробанками в случаях, когда внешние рейтинги недоступны, например, для пакетов займов.
И.о. директора департамента развития АРД РФЦА Аслан Калигазин считает, что Центробанк Евросоюза намерен создать рейтинговое агентство для стран Еврозоны, которое должно стать альтернативой трем крупнейшим международным агентствам – Fitch, Moody’s и Standard&Poor’s. Поэтому можно допустить, что в среднесрочной перспективе создаваемое рейтинговое агентство будет осуществлять свою деятельность исключительно в рамках Евросоюза. В этой связи предполагается, что какого-либо существенного влияния на Казахстан появление данного рейтингового агентства не окажет. В Европе и Америке неоднократно критиковали «большую тройку» за монополизм и несправедливое присвоение рейтингов. Конгресс США признал, что присваиваемые агентствами завышенные рейтинги стали одной из причин мирового финансового кризиса. Многие инвесторы в период кризиса вели консервативную политику и предпочитали вкладываться в ценные бумаги с высокими рейтингами надежности, однако не все эти рейтинговые оценки были оправданы.
Председатель Национального банка Григорий Марченко считает, что слишком много власти всего у трех рейтинговых агентств, хотя в финансовой сфере это сплошь и рядом, большая четверка аудиторских компаний, мало количество крупных инвестиционных фондов – все это негативно отражается на финансовом рынке всего мира.
«Рейтинговая олигополия, по сути, существует, и, как показал опыт, действующая система оценки кредитных рейтингов нуждается в переосмыслении и перестройке, что будет сделать довольно таки сложно. Возможно, нужно усиливать регулирование или создавать конкуренцию на этом рынке, или чтобы рейтинги присваивались бесплатно», – считает Дамир Сейсебаев.