Власти Казахстана по результатам проведенной проверки обвинили консорциум Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) в получении прибыли от несогласованной добычи нефти. Следственный департамент насчитал незаконного дохода на сумму почти $708 млн и возбудил уголовное дело.
Финансовая полиция Казахстана установила, что консорциум в 2008 году сверх годовой программы работ, утвержденной Министерством энергетики и минеральных ресурсов, добыл 1,1 млн тонн нефти и 94 тыс. тонн конденсата, в результате чего был получен незаконный доход на сумму более $708 млн (104 млрд тенге) – сообщает «Интерфакс-Казахстан».
Власти возбудили против инвесторов (в числе которых – нефтегазовые концерны британский BG Group Plc и итальянский Eni SpA) уголовное дело, но обвинений по этому делу пока никому не предъявлено.
О том, что KPO решили проверить на предмет налогов и других обязательных платежей в бюджет с 2005 по 2009 год, стало известно в начале марта. Тогда же два источника «Рейтер», владеющие информацией, сообщили, что власти Казахстана выставили участникам претензии на сумму $136 млн (20 млрд тенге) за 2004 год и проводят комплексную проверку.
Сейчас KPO еще проверяют на предмет соблюдения трудового и миграционного законодательства Казахстана.
Отметим, в начале года в правительстве заявляли, что могут пересмотреть льготные условия для компаний недропользователей, работающих на основе соглашения о разделе продукции (СРП). По условиям именно этих контрактов разрабатываются такие крупные месторождения, как Карачаганак и Кашаган. А немного ранее премьер-министр Карим Масимов говорил о том, что государство хочет войти в карачаганакский проект. По неофициальным данным, казахстанское правительство вело переговоры с британской BG и итальянской Eni о покупке 10% в консорциуме за $1 млрд.
В KPO «Къ» по этому поводу комментариев не дали. BG и Eni также отказались отвечать.
«С одной стороны, можно говорить о том, что государство не требует ничего невозможного и хочет, чтобы консорциум вел свою деятельность в полном соответствии с республиканским законодательством и исправно платил все налоги и пошлины, – говорит ведущий эксперт УК «Финам» Дмитрий Баранов. – С другой стороны, такой немного «агрессивный» способ диалога и оказание давления на консорциум, действительно, может свидетельствовать о том, что власти республики заинтересованы в получении доли в данном проекте или же хотят пересмотра СРП на более выгодных для Казахстана условиях».
По его мнению, в принципе, хорошо, что власти не решают эту проблему силовым способом, то есть они понимают, что это негативно отразится на имидже республики и ее инвестиционной привлекательности. В то же время плохо, что для достижения своей цели они избрали не переговоры с KPO в качестве основного инструмента, а силовое давление. Во-первых, такое давление малопродуктивно, а во-вторых, оно может не дать нужного результата и обернуться против республики.
The Wall Street Journal уже успел окрестить действия казахстанских властей в отношении KPO «путинским сценарием». Именно таким способом несколько лет назад «Газпрому» удалось перехватить контроль над газовым проектом «Сахалин-2» у компании Shell и месторождением Ковыкта, в котором TNK-BP должна продать российскому монополисту 62,8%.
Karachaganak Petroleum Operating BVОператор разработки Карачаганакского нефтегазового месторождения. Осуществляет свою деятельность в соответствии с окончательным соглашением о разделе продукции (СРП), подписанным партнерами по международному консорциуму с правительством Казахстана в ноябре 1997 года. По условиям соглашения КРО должна осуществлять управление Карачаганакским проектом в период до 2038 года.
Владельцы: British Gas – 32,5%, Eni – 32,5%, Chevron – 20% , «Лукойл» – 15%.