Погрома на рынке, о котором успели написать многие СМИ, не было – рынок закрылся из-за паники, которую власти назвали провокацией. Однако ситуация в Кыргызстане остается непредсказуемой и меняется иногда в течение одного дня.
Кто пустил слух о погромах на «Дордое», до сих пор неизвестно. Но рынок опустел в течение 10-15 минут. Паника вспыхнула 20 апреля около половины первого по местному времени и быстро охватила весь рынок, занимающий несколько квадратных километров.
«Я услышала гул и сначала подумала, что это землетрясение, – рассказывает бишкекчанка Мария Малахова. – В это время в контейнере, в который я зашла, чтобы посмотреть понравившиеся джинсы, начали падать манекены. Моя сестра, стоявшая в проходе у контейнера, увидела бегущих людей. А затем их увидела и я. Люди метались, крича: «Спасайтесь, закрывайтесь, погромщики!». Я выскочила из контейнера босая – кроссовки я сняла, чтобы примерить джины. Хозяйка товара вцепилась в нас, умоляя не бросать ее одну. Мы помогли ей закрыться».
Люди бежали в разные стороны, потому что никто не знал, с какой стороны идут погромщики. Одни кричали, что со стороны объездной дороги у северной части рынка, другие утверждали, что с юга – центрального входа. Покупатели и продавцы набивались в легковые машины и микроавтобусы. У «Дордоя» возникла пробка. На рынке осталась только вооруженная охрана, которая пребывает там до сих, хотя с 21 апреля он снова начал работать.
По предварительным оценкам, ущерб, нанесенный предпринимателям во время беспорядков в столице Кыргызстана 7-8 апреля, составляет более $7 млн. В целом же из-за «революционных» событий страна может лишиться свыше $1,5 млрд в виде инвестиций.
По словам главы общественного объединения арендаторов и предпринимателей Бурулкан Усубакуновой, сумма ущерба выведена по шести крупнейшим торговым центрам Бишкека. Однако это пока не подтверждено органами внутренних дел. Отношение к предпринимателям со стороны правоохранительных органов она охарактеризовала как халатное. «Люди не могут получить необходимые справки для оценки ущерба», – добавила она.
«Пострадали не только те, кто потерял свой товар, – говорит эксперт. – Около 70% бизнесменов успели вывезти его, но и они не в лучшем положении. Теперь им негде торговать: центры разгромлены, а денежных обязательств перед банками и поставщиками никто не отменял».
Предприниматели обратились к временному правительству с просьбой о помощи не только по частичной компенсации ущерба. Деловые круги просят содействия в пролонгации кредитных долгов в банках для тех, кто пострадал от мародеров, заморозить выплаты процентов и основную сумму займов.
Однако мародеры были только прелюдией. Настоящим же бедствием стали рейдеры. По официальным данным, в Кыргызстане с момента смены власти были захвачены около 100 предприятий и организаций. Рейдеры представляются представителями или сторонниками временного правительства. Последнее, правда, успело от них откреститься. Но рейдеров это не останавливает. Они наносят «визиты» уже не только на крупные объекты.
«Позавчера в наш салон красоты пришла группа спортивных парней, – рассказывает хозяйка салона Виктория П. – Заявили, что они от новых властей, и мы должны освободить помещение. Я потребовала документы, на основании чего нам нужно выполнять их требования, пригрозила милицией. Они ушли, но пообещали вернуться, заявив, что теперь будут действовать по-плохому».
Чтобы остановить рейдерские захваты, временное правительство республики ввело мораторий на сделки с движимым и недвижимым имуществом. «Экспроприацию» это не остановило, но ударило по бизнесу, связанному с продажами автомобилей и риэлторскими услугами. Деловые круги забили тревогу. Национальный альянс бизнес-ассоциаций (НАБА) выступил с заявлением к временному правительству. НАБА просит сделать послабление для бизнеса. В противном случае, как утверждают в предпринимательских кругах, будет нанесен значительный ущерб экономике.
Вместе с тем временное правительство пока не намерено отказываться от моратория, хотя согласно с тем, что ситуация плачевная. «В апреле в Кыргызстане возможен разрыв в 1 млрд сомов между расходной и доходной частями бюджета, – заявил зампредседателя ВП республики, исполняющий обязанности министра финансов Темир Сариев. – Но у нас есть источники, и мы изыскиваем возможность привлечения средств из них. Разницу в балансе доведем до 200 млн сомов. Возможно, придется сокращать финансирование незащищенных статей».
Дыры в бюджете временные предполагают закрыть с помощью России. В Кремле, напомним, решили выделить Кыргызстану грант в объеме $20 млн. «Правительство рассчитывает, что денег, предоставляемых Россией, хватит на период, за который в стране вырастет деловая активность, – говорит пресс-секретарь министра финансов Кыргызстана Азамат Тынаев. – Кроме того, реформы, инициированные временным правительством, позволят высвободить часть средств, предусмотренных ранее в бюджете 2010 года на финансирование отдельных госструктур, и направить их на выполнение обязательств по другим статьям. Мы рассчитываем, что предоставляемых Россией средств хватит на 1-2 месяца».
Вместе с тем сами предприниматели считают, что бизнес в Кыргызстане испытывает проблемы не из-за действий грабителей и беспорядков, а из-за закрытия границы с Казахстаном. В частности, оптовики на «Дордое» не могут работать по этой причине с 6 апреля. «Мы не можем завести в Бишкек товар и вывести его на рынки Казахстана и России», – говорит президент Ассоциации рынков и предпринимателей Кыргызстана Сергей Понамарев.
«Наш бизнес сейчас практически остановился», – рассказывает предприниматель с «Дордоя» Николай П. На рынке он вместе с супругой владеет несколькими контейнерами, где занимается продажей вещей, завезенных, в основном, из Турции.
«Поставки сейчас остановились, – сетует он. – Выехать для заключения сделок за пределы страны мы не можем. Хорошо, что у нас в семье есть подушка безопасности. Но и она не вечная. По нашим подсчетам, только за апрель мы можем потерять половину объема нашего оборота».
К слову, политическая нестабильность в Кыргызстане значительно снизила и инвестиционную привлекательность республики. Это, в том числе, касается и национальных проектов, включая строительство Камбаратинских ГЭС. На днях президент России Дмитрий Медведев заявил, что его страна не будет направлять в эти проекты инвестиции, пока власти горной республики не докажут, что смогут справиться с реализацией столь важных задач. В Кыргызстане эту новость не комментируют. Многим понятно, что создание нового каскада может быть заморожено на длительный срок…