Газ в массы
Как стало известно «Къ», 19 апреля текущего года между KazTransGaz LNG, дочкой АО «КазТрансГаз», и корейской Kolon Group был подписан меморандум, согласно которому корейская компания проведет ТЭО по развитию бизнеса заправок на метане в Казахстане. По заключению возможно создание СП с контрольным пакетом у казахстанской стороны. При этом совсем недавно «КазТрансГаз» совместно с компанией «Би Джи Казахстан» объявили о скором запуске первых АГНКС в Алматы.
В настоящий момент в Алматы полным ходом идет строительство автогазонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) на базе муниципального городского парка (бывшего троллейбусного парка), в районе ВАЗа, где акиматом специально был выделен земельный участок. Запустить станцию планируется уже 1 июля текущего года. В ближайшее время также начнется строительство еще двух таких заправок.
АГНКС, по сути, предназначена для заправки природным газом (метаном) автомобилей и других транспортных средств, двигатели которых конвертированы или изначально рассчитаны на работу на сжатом (компримированном) газе (КПГ). Природный газ поступает на газовую заправку АГНКС по газопроводам.
В целом, строительство таких заправок в проекте по переводу автотранспорта города на компримированный природный газ обсуждается с осени 2009 года, когда в октябре в ходе подписания меморандума была принята Комплексная программа по снижению загрязнения окружающей среды города Алматы на 2009-2018 годы.
Вопрос о переводе городского автотранспорта поднимался не раз. Сегодня «КазТрансГаз» с проектом метановых заправок рассчитывает занять долю на казахстанском рынке в размере 4-6% к 2015 году, с уже отстроенными заправками в количестве 100 штук.
Как рассказал «Къ» генеральный директор KazTransGaz LNG Зейнур Майтеков, в Алматы акимат пока предложил несколько участков для постройки таких станций, однако они не соответствуют необходимым требованиям компании. Теперь «КазТрансГаз» рассматривает возможность выкупа у жителей подходящей территории.
На сегодня эта программа может быть рассчитана только на внутригородской транспорт, так как география заправок пока не развита. Нужно учитывать, что подобные заправки можно будет построить только там, где есть газопровод. Это города Алматы, Джамбул, Чимкент, Кызыл-Орда, Актюбинск, Уральск, Актау, Атырау. При этом Зейнур Майтеков обратил внимание на то, что природный газ имеется по линии Нового шелкового пути, то есть там, где проходит «Дорожная карта». И согласно концепции, заправки будут строиться вдоль этой линии, так как по ней будет проходить большое число транзитного автотранспорта. Расстояние между заправками не будет превышать 300-350 км.
Планируется, что в Алматы цена будет варьироваться в пределах 40-45 тенге за куб. м (по словам генерального директора KazTransGaz LNG, себестоимость узбекского газа на выходе составляет 21 тенге), в других регионах, соответственно, дешевле.
Стоимость одной такой заправки на 6 пистолетов, с оборудованием итальянского производства, которое собирается приобрести «КазТрансГаз», составляет около $1 млн.
Для сравнения, по подсчетам аналитиков, на создание сети в 100-110 простых станций ТД «КМГ» понадобится около $50 млн, и это без большого числа многотопливных колонок и магазинов.
«В целом, природному газу, как топливу, чтобы составить конкуренцию нефтепродуктам, нужно занять хотя бы 5-10% рынка розничной продажи нефтепродуктов», – считают в АО «КазМунайГаз Онимдеры». В компании заметили, что спрос на нефтяной сжиженный газ, в основном, только в Мангыстау. Скорее всего, на столь незначительное распространение нефтяного газа оказал влияние фактор дороговизны переоборудования автомобиля. Стоимость оборудования колеблется в пределах 1 500-2 000 евро. Не каждый водитель автомобиля стоимостью $5 000 сможет себе позволить это. К тому же на сегодняшний день имеет место слабое географическое распространение АГЗС (автогазозаправочная станция) и отсутствие последних на автомагистралях и трассах областного и районного значения.
А для того чтоб переоборудовать свой автомобиль на природный газ (метан), его владельцу придется потратить на это до $2 000, в зависимости от объемов и страны производителя самого оборудования.
Кого заправить метаном
В рамках проекта по переводу автотранспорта Алматы на компримированный газ планируется, что в муниципальном автопарке появятся 200 новых автобусов на КПГ.
Между тем уже выделено 3 млрд тенге, которые будут направлены на выпуск муниципальных облигаций. И, возможно, ЕБРР под покупку газовых автобусов выкупит все облигации у акимата. «Я слышал о том, что уже были даны банком устные договоренности по этому вопросу», – поясняет Зейнур Майтеков.
На каких маршрутах будет передвигаться эта техника, тоже пока неизвестно. Но компания «КазТрансГаз» надеется, что это будут центральные маршруты. Как отреагируют на это автопарки, после того как у них отнимут большую часть доходов в виде центральных маршрутов, узнать пока не удалось. Председатель Ассоциации перевозчиков Алматы Юнус Гагиев отказался комментировать ситуацию. Между тем, как стало известно «Къ», заместитель акима города предложил создать автопаркам пул по заявкам на автобусы для того, чтобы потребности каждого автопарка были сформированы в один заказ, что в итоге по цене обойдется дешевле. Но на сегодняшний день никто на это не пошел. По мнению Зейнура Майтекова, это происходит потому, что все надеются на то, что эта программа будет спущена на тормоза.
Перевод городского автотранспорта на газ призван улучшить экологическую ситуацию в городе, работа в этой области идет активно по случаю приближения Азиады.
Один газовый автобус обходится порядка $120 тыс., что примерно на 15% дороже, чем обычный дизельный автобус.
К тому же следует учитывать и тот момент, что все автопарки Алматы не покупают автобусы за наличный расчет, они их приобретают в лизинг. При этом уже имеющиеся автобусы переоборудовать на метан нецелесообразно, так как это достаточно дорого, да и само физическое состояние машин не говорит в их пользу. По территории Алматы на маршрутах ходят порядка 2 000 автобусов. К 2015 году компания «КазТрансГаз» планирует их все перевести на газ. В среднем, на маршрут приходится 20 автобусов, соответственно, те первые автобусы, которые закупит акимат города пойдут на 10 центральных маршрутов. Компания просит забрать маршруты, проходящие по улицам Ленина, Аль-Фараби, Фурманова, Абая, Толе би.
Также компания «КазТрансГаз» будет вести переговоры с банками второго уровня о том, чтобы они профинансировали напрямую компании по благоустройству, озеленению города, а точнее, их автопарк. Если будет достигнута такая договоренность, то возвратность кредита будет осуществляться либо за счет доходов непосредственно самих компаний, либо за счет тарифа, который «КазТрансГаз» будет предоставлять. Об этом «Къ» также рассказал гендиректора KazTransGaz LNG.
Между тем вице президент по программам Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций (НИИ ТК) Александр Богданчиков настроен не так оптимистично. По его мнению, без поддержки государства эта программа долго не просуществует. Ведь автобусы на газовом оборудовании – это дорогостоящее удовольствие, и вряд ли частные автопарки захотят за свой счет переоборудовать имеющуюся технику. К тому же разница между стоимостью 1 литра дизельного топлива (порядка 65 тенге) и кубометра КПГ (45 тенге) не так уж велика, чтобы подвигнуть к переоборудованию.
Однако о том, что «рынок на метане» на сегодняшний день находится в периоде раннего зачатия, свидетельствует и то, что пока даже нет метода, по которому ГАИ будет делать отметку в техническом талоне об установленном газовом оборудовании. Хотя «КазТрансГаз» планирует затратить определенную сумму денег на то, чтобы сейчас разработать подобную методику.
Но в любом случае, количество газовых заправок по Казахстану будет в несколько сотен раз меньше, нежели АЗС, что играет немаловажную роль в выборе того, на каком топливе остановить свой выбор.
Перевод на КПГ в мире
Заправки метана развиты очень хорошо в Украине. Сеть АГНКС состоит уже из нескольких сотен метановых заправок. Но, согласно данным «Автогаз Украина груп», установка газа метана на автомобили там сейчас не очень популярна из-за трех факторов. Во-первых, цена на него полностью зависит от экспорта из России и постоянно растет. Во-вторых, газовое оборудование для метана очень дорогое, в основном из-за дефицитных баллонов под метан, которые должны выдерживать давление 200 атмосфер. В-третьих, метановые баллоны существенно уменьшают грузоподъемность автомобиля, поэтому их устанавливают лишь на грузовые автомобили, такие как ЗиЛ, ГАЗон, ГАЗель.
В США за последнее десятилетие принят ряд законодательных актов, согласно которым самое пристальное внимание уделяется проблеме улучшения экологической обстановки в городах и населенных пунктах.
Как и во всем мире, США в вопросе экологизации автотранспорта основной упор делает на замещение нефтяного топлива природным газом. Широкое применение природного газа, как наиболее чистого альтернативного моторного топлива, возведено в ранг государственной политики. Ни для кого не секрет, что именно с этой целью все свое президентство Билл Клинтон ездил на автомобиле, работавшем на природном газе. Приоритетность природного газа, как наиболее перспективного экологически чистого моторного топлива, очевидна для многих стран мира. В Канаде, Новой Зеландии, Аргентине, Италии, Нидерландах, Франции и других странах успешно действуют национальные программы перевода автотранспорта, в первую очередь городского, на КПГ. Для этого разработана соответствующая нормативно-законодательная база: ценовая, налоговая, тарифная, кредитная. В результате, налицо явный прогресс: в Нидерландах более 50%, в Италии – более 20% всего автотранспорта использует в качестве топлива газ, 95% автобусного парка Вены и 87% парка Дании работают на газе. В странах Западной Европы для стимулирования газификации автотранспорта предусматривается существенное уменьшение налогов на автомобили, использующие КПГ, в среднем в 1,5-2 раза; кроме того, автовладельцы после конверсии автомобиля освобождаются от налоговых выплат на 3 года. Примеры регулирования рынков автомобилей на природном газе правительствами других стран отражены в таблице.
Мировой опыт регулирования рынков
автомобилей на природном газе
Какие плюсы и минусы вы видите в переводе автотранспорта на природный газ (метан)?
Директор консалтинговой компании «Qncepto»
Олег Алферов
– Газ, как вид топлива, наиболее актуален для коммерческого и общественного автотранспорта. Его распространение среди владельцев легковых автомобилей пока ограничено недостатком заправочных станций, некоторыми эксплуатационными неудобствами и предвзятым отношением к нему со стороны потребителей.
Как известно, природные запасы метана велики, поэтому его себестоимость гораздо ниже, чем цена производства дизельного топлива и бензина, что не менее важно, ведь выбросы метановых автомобилей имеют практически нулевую токсичность. Вот основные причины «газового бума», который сейчас наблюдается за рубежом. У нас этот процесс фактически еще не запущен – велика инертность потребительского и предпринимательского мышления. Кроме того, сильно нефтяное и бензиновое лобби. Если за рубежом расходы на установку газового оборудования субсидируются из госказны, то у нас преференций для желающих экологизировать свой транспорт пока нет.
Известно, что газомобили более огнеопасны на фоне транспорта, использующего традиционное топливо. Если говорить не о сжиженном, а о сжатом газе – метане – его использование предполагает громоздкие и тяжелые топливные резервуары. Заправлять автомобиль на сжатом газе приходится вдвое чаще на единицу пробега, чем такое же авто на сжиженном топливе. С другой стороны, этот газ менее взрывоопасен и более экологичен, нежели сжиженный.
Генеральный директор «КазТрансГаз LNG» Зейнур Майтеков
– Как показывает мировая практика, первым делом на природный газ нужно переводить общественный транспорт. А главным стимулом перевода личного автомобильного транспорта на метан является экономия средств. Кроме того, нужно помнить, что выбросы от использования пропан-бутана также вредны, как и от бензина. А единственным экологическим топливом является именно метан.
Есть люди, которые до сих пор утверждают об опасности эксплуатации техники на этом газе. Причем постоянно приводят в пример случай в 80-х, когда были только первые попытки перевести общественный транспорт на природный газ, – произошел взрыв одного автобуса. Однако было доказано, что это случилось вследствие возгорания проводки, и горела изначально сама машина. Между тем на сегодняшний день еще есть группа лиц, которые упорно не хотят признавать этот доказанный факт.
К тому же мировая практика показывает на своем опыте, что другого пути решения оздоровления климата, кроме как перевод автотранспорта на газ, просто нет. Ежегодно автомобили, в частности, грузовой и пассажирский автотранспорт, производят выбросы в объеме 180 тыс. тонн.