«Таможенный союз не повредит казахстанско-грузинским экономическим отношениям»

Опубликовано
Казахстанско-грузинские экономические отношения, «подмороженые» российско-грузинской войной 2008 года, начинают вновь оживать. В апреле Астану по приглашению Карима Масимова посетил премьер-министр Грузии Николоз Гилаури, к осени ожидается ответный визит казахстанского премьера в Тбилиси. О перспективах казахстанско-грузинского сотрудничества «Къ» рассказал посол Грузии в Казахстане и Кыргызстане Паата Каландадзе.

Казахстанско-грузинские экономические отношения, «подмороженые» российско-грузинской войной 2008 года, начинают вновь оживать. В апреле Астану по приглашению Карима Масимова посетил премьер-министр Грузии Николоз Гилаури, к осени ожидается ответный визит казахстанского премьера в Тбилиси. О перспективах казахстанско-грузинского сотрудничества «Къ» рассказал посол Грузии в Казахстане и Кыргызстане Паата Каландадзе.

– Казахстан был крупным инвестором Грузии до войны. Как сейчас?
– Казахстан до сих пор остается одним из крупнейших инвесторов в грузинскую экономику, занимая 7-е место. При этом среди лидеров – ОАЭ и другие арабские государства, вкладывающие в строительство и энергетику. Позиция Грузии такова – мы готовы сотрудничать со всеми странами, которые вкладывают деньги в экономику Грузии.

– Каковы итоги визита премьер-министра Грузии в Казахстан?
– Есть принципиальная договоренность о продолжении сотрудничества и взаимный интерес по расширению его спектра. Неплохие перспективы казахстанских инвестиций в энергетический сектор Грузии, а также развитие транспортного коридора «Баку – Тбилиси – Карс». В рамках проекта «Баку – Тбилиси – Карс» планируется построить новую 105-километровую ветку железнодорожной магистрали, 76 километров которой пройдут по территории Турции, 29 километров – Грузии. Кроме того, в Грузии будет реконструирован участок железной дороги Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси, чтобы повысить пропускную способность до 15 млн тонн грузов в год Этот проект должен был быть завершен в середине 2012 года, но экономический кризис оказал негативное влияние, и работа немного затормозилась. На данный момент работы осуществляются в полной мере и планируются к завершению к 2013 году.

– Незадолго до визита в прессе прошла информация, что казахстанский оператор компании «Тбилгаз» собирается ее продавать. Это инициатива владельца или властей Грузии?
– На данный момент этот вопрос никто не поднимает и не рассматривает. Там есть некоторые технические проблемы, и они будут решаться, это было подтверждено во время визита премьера Грузии. Есть настроение разобраться в положении и привести все в порядок так, чтобы не пострадали как казахстанские инвестиции, так и интересы Грузии. Планируемый визит главы казахстанского правительства в Грузию – та линия, к которой должны быть подведены все договоренности, а точнее, их реализация.

– Как вы считаете, не усложнит ли создание Таможенного союза двустороннюю торговлю между Грузией и Казахстаном?
– Грузия уже давно – член ВТО. Во время визита премьер-министра Грузии в Казахстан мы организовали несколько важных встреч по экономическому блоку вопросов. Перед приездом главы правительства состоялось заседание Межправительственной комиссии по экономическим вопросам, которая в последний раз собиралась в 2007 году. Приехали представители всех грузинских ведомств, министр экономического развития Грузии встретился со своим казахстанским коллегой. По итогам заседания стало ясно, что никаких серьезных противоречий между нашими странами нет. Грузия поддержала вступление Казахстана в ВТО, все наши отношения закреплены двусторонними договорами о сотрудничестве и торговле. Сигналов со стороны Казахстана о том, что создание ТС может ударить по нашим интересам, не поступало. Думаю, что проблем возникнуть не должно, но если они все-таки возникнут, мы готовы на двусторонней основе открыто и подробно обсудить и рассмотреть любые предложения казахстанской стороны. Да данном этапе, я считаю, ТС не повредит казахстанско-грузинским экономическим отношениям, поскольку у нас есть двусторонний договор о свободной торговле. Не думаю, что партнеры по ТС будут ослаблять позиции друг друга в отношениях со странами ВТО.

– Как Грузия переживает мировой экономический кризис и какова экономическая ситуация в Грузии сейчас?
– После российской агрессии 2008 года президентом и правительством Грузии были установлены следующие приоритеты: укрепление экономики страны, дальнейшие демократические и экономические реформы, углубление европейской и евроатлантической интеграций. События августа 2008 и глобальный финансовый кризис усложнили обстановку, хотя экономический фундамент Грузии по-прежнему устойчив. В 2009 году ВВП Грузии снизился на 4%, но уже в 2010-м мы ожидаем роста в 2-3%. ВВП на душу населения в республике – $4863, инфляция в 2008 году – 10%, в 2009-м – 3%. Сильные общественные институты, открытая экономика и упрощение налоговой системы позволили, несмотря на августовскую агрессию и глобальный кризис, позволили Грузии сохранить стабильное экономическое положение.
Для того чтобы сократить влияние глобального кризиса на Грузию, правительство сформировало так называемый Пакет экономической стабильности, состоящий из бюджетных ресурсов и донорских грантов. $1,24 млрд из него направлены на стимулирование экономики, $900 млн – на социальную защиту населения, находящегося ниже черты бедности.
При этом правительство Грузии продолжает принимать меры для привлечения иностранных инвестиций. Созданы свободные индустриальные зоны в Поти и Кутаиси. Существуют режимы свободной торговли с такими странами, как Азербайджан, Армения, Россия, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Турция, а также преференциальные режимы с Норвегией, Евросоюзом, США, Японией, Швейцарией и Канадой.

– Каковы сейчас торговые отношения наших стран?
– Мы будет поставлять на казахстанский рынок отменные бренды грузинского вина. На прошлой неделе в Алматы состоялась пресс-конференция, где глава корпорации «Боржоми» рассказал о планах компании по развитию на казахстанском рынке. Уже сейчас на казахстанском рынке импортной минеральной воды «Боржоми» занимает доминирующее положение – около 80%. И это не предел. Есть возможность экспорта сельскохозяйственной продукции – орехов, цитрусов. Казахстан в свою очередь поставляет в Грузию пшеницу, муку. Есть также потенциал импорта овощей, фруктов и мяса.

– Что на данный момент происходит с планами по строительству казахстанского зернового терминала в Грузии?
– Зерно – это стратегический продукт Казахстана, его надо продавать. Мы знаем, что зерно движется в Прибалтику, Китай, также ведется серьезная работа в направлении Ирана. Почему бы Казахстану не использовать и кавказский коридор? У страны должны быть всевозможные варианты, и мы заинтересованы в том, чтобы помочь Казахстану провозить зерно через Грузию и строить зерновой терминал.

– Туристические маршруты казахстанцев обходят Грузию – ни одна турфирма в Казахстане не продает путевки туда, хотя в советское время курорты Грузии были чрезвычайно популярны. Намерен ли грузинский турбизнес выходить на казахстанский рынок? Что этому препятствует?
– Надо признать, что, с учетом отношений между нашими государствами, сотрудничество в сфере туризма сильно отстает. В этом направлении мы планируем серьезно сотрудничать. Напомню, что еще со времен Советского Союза Грузия считалась всенародной здравницей. И сейчас на территории Грузии существуют 103 различных курорта, у нас 8 национальных парков, свыше 12 000 исторических и культурных объектов, свыше 2 000 различных минеральных источников разного типа.
Причем среди туристов других стран курорты и многочисленные исторические памятники до сих пор популярны. Правительство Грузии считает туристическую отрасль одним из главных приоритетов. К 2008 году инвестиции в этом направлении достигли $171 млн. С 2006-го по 2009 год в республике открыто 119 разных гостиниц. Это и частные маленькие гостиницы, и серьезные бренды, как «Интерконтиненталь». Вклад уже дает о себе знать – по последним данным, в 2008 году прибыль от туризма составила $400 млн. В 2009 году у нас побывало примерно 1,5 млн туристов. Что касается туристов из Казахстана – пока цифра маленькая, около 5 000 человек. Почему? Если сейчас взять телефон и позвонить в ведущие туристические агентства, то они просто не смогут предоставить прямой тур в Грузию, а если и сделают это, то через соседние государства. Следует признать, что Грузии надо быть более активной в этом направлении, ведь это наш продукт. На встрече двух премьеров было прямо сказано, что в ближайшее время Грузия будет организовывать ознакомительную туристическую поездку для ведущих казахстанских туроператоров за счет грузинской стороны.
Нам надо форсировать подписание договора о сотрудничестве в сфере туризма, который был подписан в 90-е годы, однако его срок истек. После этого у турагентств будут прямые коммерческие отношения, они будут знать, о чем говорят. Когда мы говорим о туризме в Грузии, то надо понимать, что это не только лето, но и осень, и зима, ведь в Грузии есть великолепные зимние курорты с сервисом высшей категории. В часе езды от Тбилиси расположен отличный горнолыжный курорт. Основные потоки туристов идут из Армении, Азербайджана, Турции. Увеличивается число туристов из Ирана, много их и из Украины. Огромную роль в данном направлении играют казахстанские инвестиции – это строительство гостиниц, жилых комплексов, реабилитация здравниц. Совсем скоро начнутся работы по реконструкции санатория «Ликани» в Боржомском районе Грузии. Таким образом, казахстанские инвесторы выполнят инвестиционные обязательства, взятые на себя при приобретении объекта.

– Почему билет в Баку туда и обратно стоит 44 000 тенге, а в соседний с ним Тбилиси – 80 000 с лишним тенге?
– Эти полеты осуществляет казахстанская компания, так что мне сложно это комментировать. Раньше были полеты, выполнявшиеся грузинскими авиалиниями. К сожалению, в этом году состоялся последний полет из Алматы в Тбилиси – Грузия не настолько богатое государство, чтобы содержать коммерчески невыгодные рейсы. Усилив сотрудничество в сфере экономики и туризма, мы создадим необходимый спрос, и тогда коммерческие рейсы обязательно появятся вновь.

– В рейтинге борьбы с коррупцией Грузия занимает одно из лидирующих мест в СНГ, уступая лишь Прибалтике. Как вы добиваетесь таких успехов?
– Верховенство закона – это не просто слова, это целый комплекс отношений. До Революции роз в Грузии одним из самых коррумпированных ведомств считалось МВД. То есть самыми серьезными правонарушителями были милиционеры, совершавшие похищения людей, вымогательства, убийства и так далее. Новая власть сократила ряды органов внутренних дел на 40 000 человек. Это было очень рискованно, ведь это 40 000 людей, владеющих оперативными навыками, способных доставить неприятности любому государству. Но мы сделали этот шаг. И сейчас у нас полиция, которая пользуется самым высоким доверием среди населения – более 79%. С самого первого дня власти деликатно и серьезно взялись за борьбу с коррупцией. Результаты ощутимы – сразу увеличились доходы бюджета и другие поступления. Вопрос о том, чтобы «заплатить и получить то, что надо» уже не стоит на повестке дня. У граждан в Грузии сформировался вкус, мы не хотим возвращения старой системы, наоборот, общество желает повышения планки прозрачности и чистоты. При этом мы понимаем, что это не игра в одни ворота. Это командная игра, самосознание каждого гражданина.
Более того, отмечу, что по оценке Doing Business на 2010 год, Грузия в отношении легкости ведения бизнеса переместилась на 11-е место в мире! По данным «Индекса экономической свободы», которые опубликовала Heritage Foundation, Грузия продвинулась вперед на 6 позиций и в настоящее время занимает 26-е место среди 183 стран. Естественно, эти факты важны для поощрения потенциальных инвесторов.

— Вы – посол Грузии и в Кыргызстане. Как вы оцениваете последние политические события в КР?
— Очень неприятно то, что там произошло. Бакиев пришел к власти при очень серьезной поддержке народа. Это был шанс для того, чтобы совершить прорыв. Но вместо того, чтобы посвятить себя службе народу, он принял решение посвятить весь народ Киргизии на службу себе и своей семье. Это мы все видели последние три года. К сожалению, никто, кроме киргизской оппозиции, об этом не говорил. Что там происходило с журналистами, оппозиционерами… Революция в такой ситуации – вполне логическая концовка.
Мы готовы сотрудничать с Временным правительством для развития Киргизии. Кстати, Грузия была первой страной, доставившей гуманитарную помощь в Бишкек.

— Видите ли вы перспективы (пусть, в отдаленном будущем) более тесной интеграции Грузии со странами СНГ?
— Грузия четко выражает свою позицию относительно своего будущего – это интеграция в евроатлантические структуры. Поэтому вопрос об участии Грузии в СНГ и ОДКБ не рассматривается и, по-видимому, не будет рассматриваться. У нас будут двусторонние контакты, но перспектив сотрудничества в рамках СНГ Грузия не видит, мы не считаем, что это совпадает с нашими планами.

ПААТА КАЛАНДАДЗЕ, Чрезвычайный и полномочный посол Республики Грузия в РК и КРВ 1982 году закончил Педагогический институт иностранных языков имени Ильи Чавчадзе по специальности «Английский и итальянский языки в средней школе».
После службы в Советской Армии работал в Государственном комитете по науке и технике Грузинской ССР.
На дипломатической службе с 1987 года. 1998-2001 годы – консул Грузии в Тель-Авиве.
2001-2002 годы – директор Европейского департамента МИД Грузии.
2002-2006 годы – чрезвычайный и полномочный посол Грузии в странах Бенелюкса и глава грузинской миссии при Еврокомиссии в Брюсселе.
2006-2009 годы – директор департамента МИД Грузии. С 2009-го и до сих пор – чрезвычайный и полномочный посол Грузии в Казахстане и Кыргызстане.

Читайте также