Испания на очереди

Опубликовано
В Еврозоне экономическая ситуация осложняется тем, что фокус постепенно смещается с небольшой Греции на Испанию – одну из крупнейших экономик мира (9-е место по объемам ВВП в мире в 2009 году, по оценкам Международного валютного фонда (МВФ)).

В Еврозоне экономическая ситуация осложняется тем, что фокус постепенно смещается с небольшой Греции на Испанию – одну из крупнейших экономик мира (9-е место по объемам ВВП в мире в 2009 году, по оценкам Международного валютного фонда (МВФ)).

Проблемы испанской банковской системы будут иметь более существенные последствия для мировой экономики, чем греческие. В частности, если задолженность греческих банков перед американскими финкомпаниями минимальна, то испанские банки должны американским почти $200 млрд. В целом, внешний долг Испании приближается к $1,1 трлн, по сравнению с $236 млрд в Греции.

Предпринимаемые странами Евросоюза меры по сокращению бюджетных дефицитов и госдолга (а о таких мерах объявили не только Греция и Испания, но и Германия, Франция, Великобритания, Италия) пока не смогли поддержать рост. Инвесторы делают однозначный вывод, что любые сокращения в секторе государственных расходов негативно скажутся на экономическом росте как в Европе, так и в мире в целом.

Как отмечает Financial Times, волны от европейских долговых проблем разошлись по мировой экономике, наглядно продемонстрировав, что восстановление после тяжелой рецессии не является устойчивым и гарантированным.

Однако многие экономисты сохранили уверенность в том, что Греция, Испания, Португалии, Ирландия и Италия недостаточно велики для того, чтобы ослабить мировую экономику.

«Кризис экономической политики в Еврозоне вряд ли станет источником мировых финансовых неурядиц. Почти 70% экономики Еврозоны составляют три страны: Франция, Германия и Италия, и если долговой кризис не подорвет их экономику, то и существенной слабости в целом не будет», – уверен экономист Goldman Sachs Джим О’Нил.

С его точкой зрения согласен и Джулиан Кэллоу из Barclays Capital, полагающий, что «импульса роста в реальной экономике и нереализованного спроса на мировом уровне достаточно для дальнейшего развития при условии, что отказ от риска на финансовых рынках не затянется и не перекинется на бизнес и потребительский сектор».

Однако часть экономистов видит риск дефляции для Европы по типу японского «потерянного десятилетия». В частности, Этан Харрис из Bank of America Merrill Lynch самым серьезным риском для Европы считает опасность того, что «периферийные рецессии затронут основу экономики региона, и рецессия на столь раннем этапе восстановления может спровоцировать дефляцию».

Ключевой вопрос заключается в том, смогут ли развивающиеся рынки обеспечить прогнозируемый быстрый рост за счет собственных ресурсов и собственного спроса, не полагаясь на спрос в развитых странах.

Большинство экспертов считают, что хотя зависимость экономики emerging markets от развитых стран существенно снизилась в последнее время, она все еще сохраняется, и длительное ослабление развитых стран может ухудшить позиции и развивающихся рынков.

«Мы рассчитывали на слабый доллар и сильную европейскую экономику, а вместо этого получили сильный доллар и слабую Европу, что определенно не идет на пользу нашей экономике, – говорит бывший главный экономист Всемирного банка, профессор экономики Колумбийского университета (США) Джозеф Стиглиц. – Все это явно повышает вероятность второй волны рецессии в США».

Читайте также