«Ромео» Григоровича – в Алматы

Опубликовано
В Государственном театре оперы и балета имени Абая наконец-то прошла долгожданная премьера – балет «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича.

В Государственном театре оперы и балета имени Абая наконец-то прошла долгожданная премьера – балет «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича.

Несколько лет назад маэстро Григорович уже работал с театром имени Абая. Тогда в репертуаре появился балет «Легенда о любви» Арифа Меликова. «Легенду» называют визитной карточкой знаменитого хореографа, но и с партитурой «Ромео и Джульетта» выдающего русского композитора Сергея Прокофьева у Григоровича большой опыт работы с 1978 года. Он ставил свою версию балета для Парижской национальной оперы, позже – в Большом театре, совсем недавно реанимировал ее уже с другими, совсем молодыми исполнителями. Для ГАТОБа постановка получилась тоже знаковой. Нельзя не отметить, что в процессе работы с мэтром значительно вырос уровень мастерства балетной труппы. Правда, сказать, что сам Григорович оттачивал все движения молодых казахстанских артистов, будет преувеличением – с труппой работала ассистент хореографа Ольга Васученко, а сам он приступил к репетициям лишь перед самой премьерой.

Музыка Прокофьева внесла свои коррективы в работу. По словам Григоровича, в 1930 годах, на момент создания, партитуру Прокофьева называли непригодной для танца. Люди не могли дослушать музыку до конца, даже оркестранты ее не воспринимали. Позже ситуация изменилась. Но и сейчас артисту балета справиться с ней бывает непросто. Ольга Васученко рассказывает, что просчитать музыку Прокофьева гораздо сложнее, чем, скажем, Чайковского, потому как ее музыкальный размер часто меняется, и фразы получаются незаконченными. Казахстанским танцовщикам сориентироваться и сразу поймать ритм было довольно сложно, поэтому прежде чем приступить к работе под музыку, практически весь балет репетировался под счет. И только после того, как стал заметен результат, артисты начали осваивать музыкальный материал.

Первый состав молодых любовников был утвержден – Фархат Буриев и Гульвира Курбанова. А вот с претендентом на партию Ромео во втором составе возникли трудности – из-за болезни артист не мог репетировать. Поэтому на двух премьерных показах, шедших два вечера подряд, «отдуваться» приходилось первой паре. Юрий Григорович предлагал заменить на премьере артиста ГАТОБ танцовщиком из своего театра в Краснодаре, где успешно идет балет «Ромео и Джульетта», но, посмотрев работу Буриева, остался доволен и о приглашении передумал.

Также мэтр высоко оценил работу известного художника Симона Вирсаладзе, сказав, что его костюмы и декорации гораздо интереснее тех, что задействованы в Большом театре. Оценить качество постановки самой печальной повести на свете теперь можно будет и балетоманам, получившим пищу для новых обсуждений под занавес сезона.

Хэппи-энда не вышлоВ сотрудничестве с режиссером Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским Прокофьев создал драматическую основу балета «Ромео и Джульетта» и написал к нему музыку в 1935 году. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. В начале 1936 года «Правда» осудила два произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали композиторов. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец.

Читайте также