В Пекине состоялся очередной раунд стратегического диалога между правительствами США и Китая при участии секретаря казначейства США Тимоти Гайтнера и госсекретаря Хиллари Клинтон. В ходе двухдневных переговоров страны подписали ряд соглашений о сотрудничестве в сфере энергетике, экологии и технологий. В то же время США и Китай сохранили взаимные претензии.
По словам министра коммерции КНР Чэнь Дэмина, «в ходе продолжающегося в Пекине китайско-американского диалога по стратегическим и экономическим вопросам стороны пока не пришли к единому мнению по вопросу о характере китайской экономики».
«В процессе диалога стороны обсудили и представили свое видение вопроса, носит ли экономика Китая рыночный характер, однако пока не пришли к единому мнению», – цитируют министра местные СМИ.
Вместе с тем, по его словам, «стороны в рамках проходящего диалога еще вернутся к обсуждению данной проблемы».
Чэнь Дэмин напомнил, что при вступлении Китая в ВТО все члены этой организации должны не позднее 2016 года признать рыночный характер экономики КНР. К настоящему времени уже более двух третей членов ВТО признали этот факт.
Он также добавил, что некоторые страны, которые не признают, что китайская экономика является рыночной, во время финансового кризиса тоже использовали метод правительственных гарантий и другие методы национализации. Это свидетельствует о многополярности рынка.
«Китай продолжит следовать по пути развития социалистической рыночной экономики с китайской спецификой», – подчеркнул Чэнь Дэмин.
При этом, несмотря на растущую взаимозависимость, Китай и США сохраняют противоречия в торговых отношениях.
В частности, остается нерешенным основной спорный вопрос между США и Китаем о заниженном курсе китайского юаня, который дает преимущества китайским экспортерам на рынке США. По мнению некоторых аналитиков, к настоящему моменту юань недооценен уже на 40%. Председатель КНР Ху Цзинь-тао на открытии переговоров пообещал продолжить денежную реформу и двигаться в направлении более либеральной монетарной политики. По его словам, Китай реформирует механизм определения курса юаня, однако делать это он будет постепенно, без резких движений, и решения намерен принимать самостоятельно.
«Китайские лидеры признали, что реформа обменного курса является важнейшей частью при проведении запланированного, более широкого спектра реформ», – заявил Тимоти Гайтнер. По его словам, рыночное образование курса юаня поможет Китаю сбалансировать экономический рост и поддерживать низкую инфляцию, а также подтолкнет китайских предпринимателей к производству более технологичных и дорогостоящих товаров.
Тимоти Гайтнер попросил власти КНР либерализовать доступ к китайскому рынку для американских компаний: «Мы просим предоставить нашим компаниям такие же конкурентные возможности в Китае, какие имеют китайские компании в США. Это элементарная справедливость».
Со своей стороны министр коммерции КНР Чэнь Дэ-мин заявил, что Пекин ждет от Вашингтона полноценной отмены ограничений на экспорт в КНР высокотехнологичной продукции во избежание дисбаланса в двусторонней торговле. «Этот вопрос является ключевым для торгового баланса двух стран. Если мы решим его, такой темы, как обсуждение проблемы торгового баланса, больше не будет», – заявил китайский министр.
По данным китайской стороны, в 2009 году дисбаланс в китайско-американской торговле составил $226,8 млрд. Ограничения на экспорт в Китай ряда наименований американской продукции касаются, прежде всего, высокотехнологичных товаров и оборудования.
Активы Китая в СШАСтоимость всех активов Китая в США составляет около $1,5 трлн. Практически все из 400 крупнейших американских транснациональных корпораций из списка Forbes имеют активы в Китае, которые продолжают расти.