В пятницу, 4 июня, на правительственном часе в Астане планируется обсудить вопрос передачи попутного газа в государственную собственность. Как рассказали «Къ» в Министерстве нефти и газа, в настоящее время по этому поводу ведется активная работа. Скорее всего, данная норма будет прописываться при заключении новых контрактов, а старые – оставят в покое.
Напомним, разобраться с ситуацией, касающейся нефтяного газа, порекомендовал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Почему попутный газ должен принадлежать нефтедобывающей компании? Этого же нет в контракте. Говорят, в Азербайджане этот вопрос решили», – сказал он, выступая в начале года на совещании в Акорде. По мнению президента республики, попутный газ – собственность государства, ведь на его добычу владелец не расходует никаких средств. Проработать данный вопрос было поручено премьер-министру Кариму Масимову.
Это предложение сразу же вызвало резонанс как в правительстве, так и в прессе. Первых беспокоит вопрос законности и возможности осуществления такого указания. Вторые указывают на снижение инвестиционной привлекательности республики.
Что касается мнения самих недропользователей, то, к примеру, в АО «РД «КазМунайГаз» «Къ» пояснили, что, рассматривая данный вопрос, нужно четко понимать один важный юридический аспект. А именно: в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Конституции РК «Земля и ее недра, воды, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. В соответствии со статьей 3 Закона РК «О нефти», вся нефть (включая попутный газ) в естественном залегании в недрах является исключительной собственностью РК. Собственник нефти (включая попутный газ), поднятой на поверхность, определяется контрактом. То есть право распоряжения нефтью уже на поверхности принадлежит собственнику, если иное не предусмотрено контрактом. В соответствии с действующим Законом «О нефти», а также большинством контрактов на добычу углеводородного сырья в понятие «нефти» входит попутный газ. Согласно контрактам, государством предоставляется неограниченное право распоряжения извлекаемыми на поверхность углеводородами. Соответственно, извлекаемый при проведении добычи на месторождениях попутный газ является собственностью компании.
В РД КМГ отмечают тот факт, что новый проект Закона «О недрах и недропользовании», находящийся в настоящее время на совместном рассмотрении обеих палат Парламента РК, сформулирован таким образом, что по ранее заключенным контрактам извлеченный попутный газ будет оставаться в собственности подрядчика, а во вновь заключаемых контрактах – в собственности государства. В случае принятия проекта закона в данной редакции, такая формулировка позволит сохранить баланс политических и экономических интересов государства и подрядчика по контрактам.
Напомним, в 2004-2006 годах налоговые органы Казахстана предпринимали попытки начислить дополнительные суммы роялти (платеж за право пользования недрами) по объемам попутно добываемого недропользователями газа. Однако суды приняли позицию недропользователей и подтвердили, что роялти должен уплачиваться только по сырой нефти, а попутный газ – это побочный продукт.
Что дальше?
По словам партнера и руководителя департамента «Природные ресурсы» юридической фирмы GRATA Алмата Даумова, если следовать логике, то и переработка попутного газа, и его поставка (строительство газопровода и так далее) должны быть обязательствами государства. А это потребует большого объема инвестиций, что для государства может стать проблемой.
«Инвесторы же с 2005 года разработали поэтапные программы утилизации попутно добываемого природного газа. Возможно, следует усилить администрирование и контроль над выполнением таких программ, нежели лишать недропользователей собственности на попутный газ», – поясняет А. Даумов. По его мнению, многие собственники осуществили значительные инвестиции в реализацию программы утилизации газа, и в настоящее время для инвесторов лишение права собственности на попутный газ равносильно невозврату осуществленных ранее вложений, что вызовет их недовольство.
В свою очередь начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров по этому поводу отмечает, что основные потери нефтяного газа формируются за счет малых и средних удаленных месторождений. Организация сбора газа с таких месторождений по схемам, предложенным для строительства крупных газоперерабатывающих заводов, является весьма капиталоемким мероприятием и требует значительного времени для реализации.
По его словам, экономическая выгода от производства продукции переработки попутного нефтяного газа (ПНГ) в большинстве своем зависит от мировых цен на него – ведь большинство продукции будет поставляться на экспорт. Если до кризиса экономическая целесообразность производства ПНГ была в целом неоспорима, то в первом полугодии 2009 года цены на пропан, бутан и сжиженную смесь этих двух газов резко пошли вниз (но в последнее время наблюдается положительная динамика). Однако с учетом того, что потребление газа в мире будет уверенно расти, как считают многие эксперты (по прогнозам Royal Dutch/Shell, с 2025 года газ будет использоваться больше, чем нефть), можно предположить, что снижения цен на мировых рынках ПНГ в ближайшее время не предвидится.
Пока же первый в Казахстане завод по переработке попутного нефтяного газа построят в Актюбинской области. Проект стоимостью $278 млн будет реализован ТОО «Казахойл Актобе».
Так, предприятие позволит переработать 400 млн кубометров попутного нефтяного газа, производить 320 млн кубометров товарного сухого газа и 57 тыс. тонн сжиженного газа (пропан-бутановой смеси) в год.
Между тем газ после обработки на установке месторождения Кожасай будет транспортироваться по газопроводу «Кожасай – Алибекмола» для дальнейшей переработки на Установке подготовки газа (УКПГ) месторождения Алибекмола. Сухой отбензиненный газ после УКПГ будет транспортироваться через строящийся газопровод от УКПГ Алибекмола до магистрального газопровода «Жанажол – КС-13», далее на Магистральный газопровод «Бухара-Урал» и по этому газопроводу – в систему транспортировки газа АО «Интергаз ЦентральнаяАзия.
Пример для подражания
Попутный газ – сложный вопрос. Во многих месторождениях он закачивается обратно в скважины для поддержания давления. Как правило, по общемировой практике попутный газ – это собственность недропользователя. Где-то разрешается сжигание газа, где-то сжигание полностью запрещено, и государство требует полной утилизации.
В свою очередь Нурсултан Назарбаев, давая свое поручение, указывал на опыт Азербайджана.
Азербайджанское государство, согласно контракту с консорциумом (основные участники: BP Amoco, ChevronTexaco, SOCAR Azerbaijan, INPEX), заключенному в 1994 году, на разработку блока морских нефтяных месторождений Азери – Чираг – Гюнешли получает добываемый попутный газ безвозмездно. В 2009 году Азербайджан получил от него почти 4 млрд кубических метров попутного газа, против около 2 млрд в 2008 году.
Попутный газ с трех платформ Азери – Чираг – Гюнешли перекачивается по 28-дюймовому подводному газопроводу на Сангачальский терминал и в систему ПО «Азеригаз» для внутреннего потребления в стране.
На месторождении Шах-Дениз объемы добычи пока небольшие (разрабатывают BP Amoco, Statoil Azerbaijan, SOCAR Azerbaijan, Elf Petroleum Azerbaijan LukAgip N.V). Там компания ГНКАР, в лице которой правительству передается попутный газ, получила в качестве партнера и купила по контракту пока лишь 1,3 млрд кубометров природного газа.
Подсчитать экономические потери от сжигания попутного газа довольно сложно. В 2009 году в Казахстане сожгли свыше 1,8 млрд кубометров попутного газа. Добычу в стране ведет 61 компания, 24 из них сжигают попутный газ.
Возможно ли сделать попутный газ собственностью Казахстана?Депутат сената Парламента РК Михаил Бортник:
– Попутный газ должен стать государственной собственностью. В контрактах, где это не обозначено, надо однозначно перевести его в госсобственность. От недропользователей, имеющих право на использование попутного газа, надо потребовать более рационального подхода: закачки в пласты, осушки или очистки. Но самый идеальный вариант – использование газа в целях народного пользования.
Существующее отношение к попутному газу сложилось еще в советские времена, тогда его было проще сжечь. Кризисная ситуация и рост цен на нефтепродукты показали необходимость использовать данный газ.
Министр охраны окружающей среды РК Нургали Ашимов:
– Добывающую компанию нецелесообразно лишать права собственности на попутный газ. Он является собственностью компании после заключения контракта. По Конституции РК лишить владельца собственности может только суд. Это юридический момент. Инициатива государства может породить много проблем в привлечении инвестиций в отрасль. Это довольно трудоемкие инвестиции, и лучше заставить предприятия утилизировать газ. Так делается во всем мире.
Если Казахстан сделает попутный газ госсобственностью, необходимо будет создать республиканское госпредприятие, а потом и деньги на его содержание выделять. И еще. Как вы на одной площадке разделите собственность? Хорошо, этот газ отдадим РГП, а отходы куда? В попутном газе 250 вредных примесей, и технически возникает много сложностей. Во многих развитых странах газ является собственностью добывающих компаний. Я считаю, Казахстан должен придерживаться такой же политики.
Источник: Kazakhstan Today
Партнер и руководитель департамента «Природные ресурсы» юридической фирмы GRATA Алмат Даумов:
– В первую очередь следует отметить, что попутный газ – это то, что добывается вместе с основным видом полезного ископаемого – сырой нефтью. Иными словами, это побочный продукт нефтедобычи. Многое зависит от положений самих контрактов на недропользование или СРП. Как правило, попутный газ, как побочный продукт добычи сырой нефти, считается обычным отходом и собственностью недропользователя.
Также технически затруднительно передать попутный газ государству, поскольку оператором на месторождении является, как правило, сам недропользователь и отдать газ можно только в переработанном виде. В таком случае будет достаточно непросто урегулировать взаимные права и обязательства каждой из сторон (государства и недропользователя).
В 20042006 годах налоговые органы Казахстана предпринимали попытки начислить дополнительные суммы роялти (платеж за право пользования недрами) по объемам попутно добываемого недропользователями газа. Однако суды приняли позицию недропользователей и подтвердили, что роялти должен уплачиваться только по сырой нефти, а попутный газ – это побочный продукт, отход.