Обзор мирового рынка меди на утро 8 июня 2010 года.
За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой снизилась с $6450 до $6157 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца — с $6481 до $6181,5 за тонну.
Запасы меди на отслеживаемых LME складах за последний торговый день уменьшились с 473 до 470,7 тыс. тонн.
Средняя цена наличной меди на LME за март 2010 года – $7462,83, за апрель – $7745,08, за май – $6837,68, а в среднем за прошедшие дни июня – $6509,5 за тонну.
Цена ближайших по времени исполнения фьючерсных медных контрактов (settle) на Нью-Йоркской бирже COMEX (подразделение Нью-Йоркской товарной биржи NYMEX) за последний торговый день снизилась с $6200,4 до $6082,5 за тонну. Запасы меди на COMEX увеличились с 102,0 до 102,1 тыс. тонн.
Цена ближайших по времени исполнения медных контрактов (settle) на Шанхайской фьючерсной бирже Shanghai Futures Exchange (ShFE) за последний торговый день снизилась с $7757 до $7369 за тонну. Запасы меди, контролируемые Шанхайской фьючерсной биржей, уменьшились со 152,7 до 151,5 тыс. тонн.
По данным Shanghai Metals Market, средняя спотовая цена на медь (цена наличной меди) в Шанхае за последний торговый день снизилась с $7816 до $7334 за тонну.
Обвал цен на рынке меди и других цветных металлов 7 июня продолжился. Уже всем известный «греческий фактор», подорвавший евровалюту, расширился и продолжает оказывать давление, как на фондовые, так и на сырьевые рынки.
Ситуация на рынке меди и других цветных металлов ухудшилась также на фоне поступления новостей о том, что мировая экономика перестала восстанавливаться. Ухудшились и перспективы спроса на медь, поскольку количество заявок на приобретение жилья и автомобилей в мире начало снижаться. Кроме того, свое влияние оказало новое падение курса евро по отношению к доллару, а инвесторам, вкладывающимся в долларовые контракты на медь и другие металлы, такая динамика валют не выгодна.
Биржевые котировки меди упали на волне новых страхов о замедлении экономического роста в Китае. Однако эксперты инвестиционного банка Barclays Capital полагают, что замедление активности в строительном секторе Китая слишком преувеличено, а последние биржевые распродажи, по их мнению, были чересчур масштабными с учетом того, что многие металлы на настоящий момент обладают сильными фундаментальными показателями и когда спадет ажиотаж распродаж, может появиться сравнительно благоприятная возможность для покупок и роста биржевых котировок. С фундаментальной точки зрения на рынке, где царят сомнения относительно динамики спроса, движение цен будет больше определяться предложением. Это, по мнению аналитиков Barclays Capital, означает, что цинку придется столкнуться с самыми большими трудностями, а меди — с наименьшими.
Последние дни показали, сколь переменчивы биржевые настроения. Ведь еще два месяца назад рынком металлов правила жадность, котировки меди в Лондоне добирались к $8000 за тонну. Однако ситуация с финансами государств южной Европы привели рынки в чувство. На прошлой неделе масла в огонь подлили заявления и публикации относительно возможного дефолта Венгрии и проблем у французских банков. Впрочем, данные по безработице в США также оказались хуже ожиданий.
В последние дни медь оставалась под давлением укрепляющегося доллара и новостей о росте запасов металлов в Китае. Сейчас 64% опрошенных инвесторов, трейдеров и аналитиков прогнозируют снижение стоимости меди. Промышленное производство в Европе росло в мае медленнее, чем было первоначально объявлено. Активность в производственном секторе Китая в мае замедлилось.
Но есть и другая информация. Участники 23-й медной конференции в Нью-Йорке (23rd International Copper Conference), организованной лондонским журналом Metal Bulletin, сообщили о том, что производители меди во всем мире должны ускорить реализацию и ввод в строй новых рудников в условиях предполагаемого дефицита предложения на рынке меди. Нехватка медных концентратов в будущем пока что видится неизбежной. Потребителям меди приходится конкурировать за металл на фоне растущего спроса. Урбанизация в Китае требует все больше и больше меди, на что особое внимание в ходе конференции обратил президент американской медной компании Freeport McMoRan Ричард Адкерсон (Richard Adkerson). И дело не только в Китае. Волна электрификации во всем мире, производство гибридных авто, возобновляемых источников электроэнергии и пр. пр. — все это будет увеличивать привлекательность меди в последующие несколько лет, о чем в своем выступлении заявил президент чилийской компании Codelco Диего Хернандес. Между тем, медные компании продолжают откладывать новые проекты рудников. Многие из новых проектов предусматривают разработку месторождений бедных руд, или применение подземных методов добычи. В то же время немало и таких проектов, которые связаны с повышенными политическими рисками. Такие проекты стоят намного дороже, чем прежние открытые рудники, и их реализация, по словам президента Freeport McMoRan, не очень простой процесс. Снижение содержания меди в добываемых рудах в США и Чили, сокращение числа крупных действующих рудников, тенденция к их углублению — все это означает, что финансирование больших затрат становится доступным для меньшего числа компаний в меднодобывающей отрасли. Из всего этого, участники конференции заключили, что будущее рынка меди находится в руках Африки, где неразработанные месторождения имеют куда более высокое содержание меди, чем в других регионах мира. «Африка — это единственный выход из положения на данный момент. Посмотрите на проект Tenke Fungurume в Конго, где руда содержит более 3% меди, тогда как другие проекты предусматривают разработку руд с содержанием менее 1%», — привел довольно ясный пример один из выступивших. В то же время, все признают, что политические риски в Африке довольно велики. Это было хорошо видно на примере канадской добывающей компании First Quantum, которая получила немалые проблемы в Конго. Тем временем, большинство участников конференции полагают, что образование дефицита на рынке меди неизбежно. Некоторые полагают, что это случится уже в 2010 году. Другие ожидают, что спрос обгонит предложение в течение двух лет. Так, по прогнозам компании Rio Tinto, мировой рынок меди окажется в состоянии дефицита к 2011 году. В свою очередь, аналитики австралийского банка Macquarie предсказывают образование дефицита меди в 87 тыс. тонн уже в 2010 году, и увеличение его до 561 тыс. тонн в 2011 году.