«Росатом» оттесняет «Казатомпром»
На этой неделе дочерняя компания «Росатома» ОАО «Атомредмезолото» (АРМЗ) заключило с Uranium One Inc. соглашение, по которому российская компания получает контроль над канадской, увеличив свою долю до 51%. Если верить словам экс-главы «Казатомпрома» Мухтара Джакишева, это именно та сделка, которой следовало не допустить.
Для реализации соглашения Uranium One (U1) выпустит допэмиссию в пользу «дочки» «Росатома» — 356 млн обыкновенных акций, за которые АРМЗ расплатится $610 млн и долями в двух казахстанских урановых рудниках (50% «Акбастау» и 49,7% «Заречного»). В результате доля АРМЗ вырастет с нынешних 23,1% до не менее 51%. После закрытия сделки всем акционерам, кроме АРМЗ, будут выплачены целевые дивиденды в размере $1,06 (1,13 канадского доллара) за акцию. Дата закрытия реестра для получения этих дивидендов будет определена после закрытия сделки, которое ожидается в конце 2010 года.
При этом российская компания обязуется в течение полутора лет после закрытия сделки сохранять свою долю неизменной.
В конечном итоге АРМЗ становится контролирующим акционером одной из крупнейших уранодобывающих компаний с низкой средней операционной себестоимостью добычи (менее $40 за кг урана). После закрытия сделки АРМЗ получит право привести объем урана, приобретаемого у Uranium One на стандартных рыночных условиях (offtake), в соответствие со своей долей в акционерном капитале канадской компании.
Таким образом, как и предполагал «Къ» в прошлом номере (№21, «Дело Джакишева дошло до Uranium One»), уголовное дело, касающееся урановых месторождений Акдала, Южный Инкай, Центральный Мынкудук и Хорасан-1 «незаконно», по версии следствия, «отчужденных», вряд ли существенно скажется на условиях работы компании в Казахстане, особенно теперь, когда канадская публичная компания становится практически государственной российской.
Генеральный директор АРМЗ Вадим Живов уже прокомментировал соглашение в том духе, что реализация проектов в РК является одним из приоритетов АРМЗ и выразил уверенность в том, что получение контроля в Uranium One Inc. позволит ГК «Росатом» укрепить взаимовыгодное сотрудничество с казахстанской стороной и определить новые перспективные направления взаимодействия.
Слова о «направлениях взаимодействия» звучат несколько двусмысленно на фоне того, как о последствиях этой сделки (тогда еще потенциальной) отзывался Мухтар Джакишев в знаменитой видеозаписи, переданной неизвестно кем из СИЗО (Джамиля Джакишева говорила, что ей запись допроса передал Шабдарбаев, тогда шеф КНБ, сам Шабдарбаев это отрицал, а результаты расследования, начатого по этому поводу КНБ, пока не обнародованы). По словам Джакишева, «Казатомпром» договаривался с «Росатомом» о создании объединенной атомной компании, в которой учитывалось желание Казахстана выйти из статуса «сырьевого придатка» путем получения технологий. Для этого же «Казатомпром» в свое время купил 10% компании «Вестингауз», основным акционером которой является японская «Тошиба». Но потом россияне, по словам Джакишева, начали сепаратные переговоры с общими партнерами (в частности, с Японией и Китаем), воспользовавшись десятилетними наработками «Казатомпрома», и прежний проект им стал не нужен. По словам экс-главы «Казатомпрома», после его ареста россияне начали активно замещать Казахстан во всех сделках, которые нарабатывались в течение 10 лет и к 2009 году вышли на финишную прямую. «Из связующего звена нас сбрасывают в сырьевой придаток. Теперь мы начнем продавать этот уран России, а уже они японцам и китайцам будут делать топливо», — сокрушался он. Джакишев уверяет, что с Uranium One, наиболее интересные активы которой сосредоточены в Казахстане, было заключено соглашение, по которому весь уран, добываемый компанией (в том числе и за рубежом), находился под маркетинговым контролем «Казатомпрома». Когда россияне начали переговоры с U1 о приобретении доли, Джакишев провел переговоры с «Тошибой» и убедил их купить равную долю в компании (около 20%), чтобы уравновесить влияние. Примерно такую же долю, согласно предварительной договоренности, должны были купить китайцы. При этом весь добываемый компанией уран по-прежнему попадал в маркетинговое соглашение.
Однако 21 мая 2009 года Мухтар Джакишев был арестован, а в июне АРМЗ провела сделку по покупке доли (тогда 19,9%), которую через несколько месяцев одобрило правительство РК. Аналогичная сделка с японским консорциумом UMI не одобрена до сих пор, а контракт с китайцами не подписан, контроль над добываемым U1 в Казахстане ураном перешел к России.
Возможно, именно ввиду предстоящей сделки «Росатома» казахстанское правительство более чем полгода не давало одобрения японской сделке с U1. При этом, как сообщил «Къ» старший вице-президент Toshiba Corporation, входящей в японский консорциум, Ясухару Игараши, отказа японский консорциум тоже не получил: «Нам объясняют, что потребуется немного времени для оформления процедуры. Поэтому мы, хоть и не получили окончательного результата рассмотрения сделки вашим правительством, уже начали участие в деятельности U1».
Напомним, что по условиям первой сделки U1 с АРМЗ, одобренной в декабре прошлого года Министерством энергетики и минеральных ресурсов, стороны договаривались, что доля АРМЗ не может превышать порог в 19,95%. При этом пакет должен был автоматически уменьшиться до 16,6% после того, как японский консорциум JUMI получит разрешение регуляторов Казахстана на приобретение 117 млн акций U1 (равное количеству, которое получила в прошлом году АРМЗ). Но пока сделка с JUMI находилась в подвешенном состоянии, АРМЗ приобрела деривативы, предоставляющие право еще на 19,4 млн акций, что увеличило ее долю на 3,3% до 23,3%, но могла уменьшиться до прежних 19,95 % после закрытия сделки с JUMI. Теперь одобрение сделки правительством РК расклада сил в компании не изменит.
«Тройка Диалог» считает, что АРМЗ приобретает 51% U1 на удивительно выгодных условиях, и сделка очень выгодна для миноритариев: цена высокая, дивиденды большие, к тому же позиции объединенной компании будут прочнее. Аналитики инвесткомпании считают, что АРМЗ заметно приблизилась к своей цели – обеспечить самодостаточность поставок урана в Россию и с этой точки зрения публичная компания U1 с первоклассными активами в Казахстане, пожалуй, самый привлекательный объект для сделки. Кроме того, АРМЗ сможет использовать U1 в качестве инструмента для расширения своего присутствия за рубежом. С другой стороны, компания установит сбалансированные отношения с российской стороной и сможет и дальше пользоваться льготным режимом ведения бизнеса в Казахстане (что немаловажно с учетом уголовного дела, о котором говорилось выше – «Къ»). По оценкам «Тройки», АРМЗ в рамках сделки заплатит около 3,37 канадского доллара за акцию (что соответствует премии в 35%). Акбастау и Заречное – активы хорошего качества, находящиеся на стадии роста, и их акционерная стоимость составляет соответственно $356 млн и $161 млн. Аналитики ожидают, что на операционном уровне АРМЗ возьмет контроль на себя, и все предполагаемые политические риски теперь должны быть сглажены. Тем не менее стратегия компании явно будет предполагать новые сделки слияния и поглощения, что вряд ли можно считать обнадеживающим фактором.
По оценкам «Тройки Диалог», EBITDA объединенной компании в 2011 году составит $367 млн, а EBITDA в середине цикла – $600 млн.
После объявления покупки бумаги U1 подорожали на 4,96%.
Также сделку должны одобрить регуляторы Казахстана, Канады, Австралии и США. Ожидается, что разрешения и согласования регулирующих органов, необходимые для закрытия сделки, будут получены не позднее IV квартала текущего года. Кроме того, она должна быть одобрена на внеочередном собрании акционеров U1.
По мнению директора департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александра Штока, с одобрением казахстанского правительства проблем не возникнет. «В прошлом году АРМЗ уже приобрел по схожей схеме акции U1 — тогда канадской компании была передана доля российского холдинга в ТОО «Каратау», также занимающегося разработкой урановых месторождений в Казахстане. Маловероятно, что Астана будет возражать и против новой сделки», – говорит он. Шток также считает, что цена сделки завышена, однако АРМЗ фактически покупает контрольный пакет U1, что подразумевает премию к рынку.
Что касается планов АРМЗ войти в тройку мировых лидеров по добыче урана, то при выходе активов, подконтрольных U1, на проектную мощность, АРМЗ за счет доли в канадской компании сможет увеличить свои объемы добычи по меньшей мере до 7 тыс. тонн урана в год. При сохранении объемов добычи на прежнем уровне у остальных игроков это даст возможность российскому холдингу занять место в тройке. Однако другие игроки рынка также планируют существенно увеличить объемы добычи урана. Прежде всего, речь идет о «Казатомпроме», который сегодня занимает четвертое место по объемам добычи.
URANIUM ONE INCНа конец I квартала у компании было $460 млн денежных средств при совокупном долге в $867 млн. После получения от АРМЗ $610 млн и выплаты $479 млн в виде дивидендов чистый долг компании составит $538 млн. Компания войдет в пятерку крупнейших производителей урана с прогнозным максимумом добычи более 18 млн фунтов (против 6,8 млн фунтов в 2010 году) в основном за счет низкозатратных проектов в Казахстане.