Я вообще-то рыбками не особенно увлекаюсь. На рыбалку, правда, ходил – не после женитьбы и без удочек, как многие «истинные» рыбаки, а в детстве на бабушкину деревенскую речку. Сейчас времени нет, и городской образ жизни позволяет любоваться речными и океаническими подданными Посейдона только в стеклянных сосудах, гордо несущих в нарицательный мир имя собственное коллектива Бориса Гребенщикова. Уж не знаю, на какой ступени эволюционного развития животного мира можно расположить фауну типичного аквариума, но, сдается мне, определенную смысловую нагрузку феномен аквариума на себе несет – как и творчество более юного однофамильца БГ Миши, при всей внешней примитивности текстов его песен.
Мне вот лично образ аквариума пригодился для охудожествления цифрового материала сего обзора. Сгодился в качестве аналогии. Итак, диалог рыбок в аквариуме:
Рыбка Х: Что-то я не очень доверяю прочности стен нашего водоема. Какие-то они чересчур прозрачные. Того и гляди вода наружу просачиваться начнет.
Рыбка Y: Да, пожалуй, ты права. А вот если она начнет просачиваться – корм, который нам бросают, может вместе с водой уходить через стенки? Надо заранее притаиться у стенок, пока лучшие места не заняли другие.
Примерно такими мне кажутся разговоры рыночных аналитиков и инвестстратегов о возможной эскалации суверенного долгового кризиса и растущем недоверии инвесторов к государствам. Когда речь идет о возможном дефолте одного эмитента – риск существенен. Когда говорится о серии дефолтов – риск огромен. Когда же имеется ввиду коллапс системы – риск нулевой. Потому что жить (читай – инвестировать) вне системы ее элементы не умеют. Если из аквариума уйдет вода – а механизмы денежной трансмиссии, обеспечиваемой государством, для инвесторов не что иное – говорить о каком-то позиционировании для подобных сценариев, мне лично, кажется абсолютно лишенным смысла.
Исключая сценарий Армагеддона из списка оцениваемых альтернатив, нам остается продолжать лавировать в бурном море кредитных потрясений и валютных штормов и выбирать инвестиции, способные сработать в течение ближайших нескольких недель – заглядывать дальше не позволяет собственная оптика и низкая видимость на инвестгоризонтах. Пока процесс лавирования для нас протекает достаточно успешно, и к концу II квартала наш Инвестпортфель подплывает без больших пробоин.
Напомню, что в отличие от начала года, во II квартале мы выжидали достаточно долго (пожалуйста, обзор от 20 мая «Долгое ожидание…»), а выждав, не постеснялись перетряхнуть уже через неделю (пожалуйста, обзор от 27 мая «Я не верю…»), придав ему следующий вид на данный момент (текущие цены указаны на момент написания обзора, т. е. на 16.00 времени Астаны вторника, 22 июня):
Напомню, что указанные выше отфиксированные +2,66% мы получили по выстрелившим ранее следующим позициям:
– покупка EUR/RUB (+2,2%) и GBPAUD (+7,6 %);
– покупка нефти сорта WTI, против продажи нефти сорта Брент (+7,2%);
– flattener (ставка на более плоскую кривую доходности) по германским Бундам (+9,6%).
Продолжая претворять в жизнь принцип постепенности, фиксируем еще пару позиций в данном портфеле – под номером 5 и 6 – а именно:
– купленные против иены австралийский и новозеландский доллары, уже заработавшие 9%;
– и принесшие 12% купленные в конце мая испанские акции. Напомню, что речь идет о процентах в абсолютном значении, а не в годовом выражении.
На последнюю неделю II квартала мы остаемся всего с четырьмя инвестициями, оставляя еще 60% отработанного капитала в кэше. Нежелание расставаться с высокодоходным сахаром объяснятся сохраняющимся высоким потенциалом роста цены данного вида сырья после 50%-го обвала в начале года. В то же время золото, сильно подкормленное страхами системного коллапса, по моему мнению, исчерпало большую часть своих годовых побед, и короткая позиция в нем через евро призвана отразить восстанавливающийся аппетит инвесторов к риску и возвращающуюся адекватность восприятия ограничений нашего аквариумного мира.