Новости

Astana коммерческая

Завершившийся на прошлой неделе Международный кинофестиваль экшн-фильмов Astana, как и многое в столице, создавался по уникальному рецепту (взять хотя бы жанр представленных кинокартин) и ставил перед собой большие задачи. Не столько культурного плана, сколько рыночного. Удастся ли осуществить «планов громадье», станет известно в следующем году, если фестиваль и в самом деле, как обещают, станет ежегодным.

Завершившийся на прошлой неделе Международный кинофестиваль экшн-фильмов Astana, как и многое в столице, создавался по уникальному рецепту (взять хотя бы жанр представленных кинокартин) и ставил перед собой большие задачи. Не столько культурного плана, сколько рыночного. Удастся ли осуществить «планов громадье», станет известно в следующем году, если фестиваль и в самом деле, как обещают, станет ежегодным.

Где-то за Домом министерств и совсем рядом с Акордой, возле только что открытого Центрального концертного зала «Казахстан» еще укатывали асфальт и облагораживали газоны, а к его главному входу уже расстилали красную дорожку. К вечеру здесь собралась толпа, периодически играл оркестр, а скомканное шествие гостей по ковру перебралось в стены ультрасовременного и восхитительного киноконцертного зала.

Аким столицы, произнося приветственное слово, назвал фестиваль именным. Имя, которое смогло организовать фестиваль в короткие сроки и привезти зарубежных гостей, принадлежит, конечно, Тимуру Бекмамбетову. Самое сложное, сознавался известный режиссер, объяснить иностранным участникам, где это все вообще будет происходить. «Раскрутка» Казахстана тоже была не последней целью кинофестиваля.

Идея форума родилась из жарких обсуждений популяризации кино и развития казахстанского кинематографа. Определяя направление фестиваля, двигались методом исключения: есть много фестивалей авторского кино, детективных фильмов, а фестиваля такого популярного жанра, как экшн, нет. Жанр «действия» близок и самому идеологу киносмотра. Да и потом, в столичном антураже, где новые здания ассоциируются или с космическими кораблями, или со строениями будущего, выбор жанра экшн выглядит вполне органично.

Звезд в Астану удалось привезти немного, но те с удовольствием, глядя, как на них реагирует казахстанская публика, участвовали во многих столичных мероприятиях. Особо активными были звезда боевиков Дольф Лундгрен и создававший экшн не на экране, а на ринге боксер Майк Тайсон, который на фестивале представлял документальный фильм о себе. Тайсон больше не занимается членовредительством своих соперников, ведет праведный мусульманский образ жизни, а Лундгрен подался в режиссеры. В Астане он демонстрировал свою картину «Опасная гастроль». Посетил столичный фестиваль постановщик боевых сцен Ву-Пин Юэнь, работавший над множеством кинолент, среди которых «Матрица» и «Убить Билла». Ву-Пин провел мастер-класс с группой казахстанских каскадеров, руководителем которой является молодой каратист Игорь Цай. На фестивале он, кстати, представлял свой режиссерский дебют – фильм со сложным названием «Цугцванг». Названный национальной премьерой «Цугцванг» появится в казахстанском прокате в октябре, а «Къ» расскажет о нем в одном из ближайших номеров.

Присутствовавший на киносмотре знаменитый продюсер Харви Вайнштейн отметил, что фестиваль, который в самом своем начале приглашает мастера Ву-Пин Юэня, ожидает большое будущее.

В программе Astana было много премьер, что, безусловно, делает честь новому фестивалю. До выхода в кинопрокат демонстрировались: ужастик «Монстры», фильм-нуар «Шанхай», российские криминальные драмы «Золотое сечение» и «Близкий враг», анимационный «Гадкий Я», только что вышедший на экраны «Каратэ-пацан» и продолжение культовой тинейджерской вампирской саги «Сумерки. Затмение». Была показана отдельная секция азиатского кино, фильмы из коллекции Харви Вайнштейна и многое другое.

Фестиваль Astana не ставил перед собой задач судейства и наград и был начисто лишен всей характерной конкурсной суеты. Во главу угла поставили зрителя, который своим рублем голосует за то, какой фильм считать лучшим. Но у фестиваля есть еще несколько не менее значимых целей. Во-первых, по словам Тимура Бекмамбетова, Astana станет фестивалем идей и сценариев будущих фильмов, которые будут рассматриваться и дорабатываться. Со всего мира было отобрано семь будущих проектов, которые в течение четырех фестивальных дней оценивались компетентным жюри продюсеров. Среди них были как американские (Мишель Волков из компании Universal, Майк Симпсон), так и российские, имена и работы которых на слуху. Как обещают, премьеры отобранных проектов состоятся на будущий год здесь же, в Астане.

Во-вторых, в амбициозных планах организаторов фестиваля – совместить его проведение с кинорынком, чтобы создатели фильмов могли их здесь же продавать прокатчикам. По всему миру четыре раза в год проводятся кинорынки, где совершаются сделки по приобретению и прокату фильмов. Если параллельно с фестивалем будет функционировать площадка, где студии представляют свои фильмы прокатчикам, то Astana выйдет на новый уровень, говорят организаторы фестиваля.

Помимо этих задач фестиваля, Тимуру Бекмамбетову хотелось бы создать в Казахстане бизнес компьютерной графики. Он отметил, что компьютерная графика – это то, над чем работают сегодня все кинематографисты мира, а в Казахстане много талантливых людей с потенциалом в этой отрасли, и есть все условия для создания такой компании.

Нельзя сказать, что новый фестиваль прошел ровно, без запинки – были, конечно, проблемы с четкой, слаженной организацией. Но кинофорум Astana в принципе отличается от своих предшественников. Здесь нет пафоса «Евразии» и междусобойчика «Звезд Шакена». Тон фестивалю задает наш земляк, несомненно, талантливый коммерсант, вошедший в пятерку самых успешных режиссеров мира. Выиграет ли от этого казахстанский кинематограф и рынок – станет понятно в ближайшее время.