Ведущее кредитное рейтинговое агентство Китая Dagong Global Credit Rating стало первой компанией вне евро-атлантического союза, опубликовавшей суверенные кредитные рейтинги ведущих государств. При этом рейтинги 27 из 50 стран, оцененных Dagong, отличаются от рейтингов, присвоенных им Большой тройкой.
Dagong присвоила долгосрочным долговым обязательствам Китая в национальной валюте рейтинг АА+ со «стабильным» прогнозом (до этого Moody’s присвоило долгосрочным долговым обязательствам Китая в национальной валюте рейтинг А1, что на четыре ступени ниже рейтинга США (Ааа). США, по китайской версии, имеют рейтинг АА с «негативным» прогнозом, Японии – АА-, прогноз «негативный». Германия, Голландия и Канада получили такой же рейтинг, как и КНР – АА+. Рейтинги Великобритании и Франции китайская компания снизила до AA-, а рейтинги Бельгии, Испании и Италии оказались такими же, как рейтинг Малайзии – A.
Высший рейтинг AAA по версии Dagong получили: Норвегия, Дания, Швейцария, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия.
Этот почти демарш, возможно, является началом реформы международной системы рейтингов, которую председатель совета директоров Dagong Гуань Цзяньчжун называет «иррациональной». «Основная причина мирового финансового кризиса и греческого кризиса заключается в том, что существующая международная система рейтингов не в состоянии отразить истинную платежеспособность государств», – заявил он.
Dagong активно поддерживают китайские эксперты, основываясь на том, что валютные резервы Китая составляют 2,4 трлн евро, а темпы роста экономики 8 – 10% в год. «Более высокий рейтинг Китая, чем США и Японии, оправдан, поскольку его уровень госдолга намного ниже, – говорит аналитик третьего по капитализации китайского банка Bank of China Ltd. Ши Лэй. – Другие китайские компании также могут опубликовать суверенные рейтинги, но им сложно добиться признания от иностранных инвесторов».
Глава МВФ Доминик Стросс-Кан уже согласился с тем, что картина мира меняется. «Наступает время Азии», – заявил он.
Moody’s Investors Service, Standard&Poor’s и Fitch Ratings, скорее всего, отмолчатся. «К сожалению, мы не комментируем рейтинговые действия других рейтинговых агентств и также не даем комментарии по высказываниям их руководителей», – ответили «Къ» в Fitch Ratings.
Казахстанские аналитики считают, что доля справедливости в желании усомниться в непогрешимости Большой тройки есть, но вряд ли рейтинг Dagong немедленно приведет к особым тектоническим сдвигам в кредитной политике стран, в том числе и самого Китая – есть Базельские соглашения, основанное на них национальное законодательство и так далее. Заместитель генерального директора рейтингового агентства KzRating Денис Рыбалкин согласен, что все крупные международные агентства при выставлении рейтингов несколько менее требовательны к развитым странам, чем к развивающимся. С одной стороны это оправданно: более слабым экономикам присущ более высокий уровень рисков.
«Вместе с тем, как показывает практика (мы можем это проследить на примере изменения суверенного рейтинга Казахстана) не всегда рейтинговые действия агентств Большой тройки адекватны существующим реалиям», – сказал он «Къ».
Однако, по мнению эксперта, пока еще рано говорить о том, что другие рейтинговые агентства могут приблизиться к уровню Большой тройки – для этого им необходима соответствующая инфраструктура, и самое главное – чтобы качество их работы было признано потребителями рейтингов по всему миру. Тем не менее не оправдавшиеся прогнозы эпохи кредитного бума и подозрения в олигополии привели к тому, что все большее значение придается именно местным рейтингам. «Не могут три агентства, пусть даже самые продвинутые, отвечать за риски (и правильно их идентифицировать) тыс. предприятий и банков по всему миру, – утверждает Денис Рыбалкин, – рынку необходим широкий спектр взглядов».