На экраны выходит фантастический триллер «Химера» Винченцо Натали. Канадец относится к тому типу режиссеров, которые берутся за съемки «ужастика» не для того, чтобы пугать охочую до хорроров публику, а ради исследования изнанки бытия. Выводы могут быть самыми неожиданными.
Биологические ужастики, к каким относится «Химера», обросли такими жанровыми стандартами, что особо не ждешь от них двойного дна. Однако опыты Дэвида Кроненберга, вроде «Мухи» и «Выводка», показали, что за рамками привычных стандартов найдется поле для метафизических изысканий.
Винченцо Натали следует по пути, проложенному со-отечественником Кроненбергом. Когда-то Натали показал зрителям «Куб», который из обычного герметичного «ужастика» вырастал в психологический триллер, философскую притчу и антиутопию. В последующем фильме «Кодер», по духу напоминающем гильямовскую «Бразилию», режиссер мигрировал от хоррора к фантастике (двойной агент мечется между двумя корпорациями, пока не обнаруживает, что ему стерли память и подменили личность).
В третьем фильме «Пустота» главные герои силой мысли уничтожали окружающий мир и оказывались в пустоте, а затем, что логично, уничтожали и друг друга.
Так за Винченцо Натали закрепилось звание мастера философской игры, который снимает не много, но выверено. «Химера», появившаяся благодаря продюсированию любителя всевозможных монстров Гильермо дель Торо, еще до выхода в прокат собрала положительную критику на фестивале независимого кино «Сандэнс» и на фестивале фантастики в Ситжесе. Но смогла произвести впечатление на публику отнюдь не новым монструозным гибридом – плодом буйной фантазии создателей – а тем, что содержала сразу несколько пластов.
Понятно, что история о двух молодых амбициозных ученых (супружеская пара в исполнении Эдриана Броуди и Сары Полли), которые проводят эксперименты по скрещиванию ДНК разных особей и не удерживаются от соблазна скрестить гены человека и животных, не может закончиться ничем хорошим. Попытки побыть демиургом, как правило, ведут в ад, отчего действие в фильме развивается от плохого к худшему. На небогоугодном эксперименте, вопреки сопротивлению мужа-подкаблучника, настаивает женщина, что ставит Винченцо Натали в один ряд режиссеров, исследующих тему о возможной антихристовской женской сути. После «рождения» не мышонка, не лягушки, а неведомой зверушки ученые проникаются к ней родительскими чувствами. Далее фильм и вовсе начинает обретать явный фрейдистский подтекст. Спустя несколько месяцев подросшее существо превращается в «красавицу-девушку», правда, с хвостом, на конце которого имеется ядовитое жало. Некоторые «отклонения» не мешают существу по имени Дрен успешно соблазнять своего родителя. А это уже совершенно не входит в планы новоиспеченной мамы, и, вспомнив, что она все-таки ученый, героиня Сары Полли берется все исправить. Однако мутации существа, а, следовательно, и его эволюция уже не поддаются человеческому контролю.
Копать до других пластов, заложенных Винченцо Натали, можно еще долго. «Химера» является примером удачной недорогой кинофантастики, которая получила развитие в прошлом году (вроде «Луны 2112» и «Района №9»), когда, начав смотреть фильм ради парочки жутких моментов, можно найти что-то большее.