«Сейчас каждая страна хочет иметь собственный спутник»

Опубликовано
На днях правительство Казахстана увеличило уставной фонд АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» более чем в 8 раз: с 978,6 млн до 7,95 млрд тенге. Эти средства, согласно Стратегическому плану Национального космического агентства на 2010 – 2014 годы, пойдут на создание Сборочно-испытательного комплекса (СбИК) – Специального конструкторско-технологического бюро космической техники. Об уникальном для СНГ проекте рассказал «Къ» президент АО НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» Габдуллатиф Мурзакулов.

На днях правительство Казахстана увеличило уставной фонд АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» более чем в 8 раз: с 978,6 млн до 7,95 млрд тенге. Эти средства, согласно Стратегическому плану Национального космического агентства на 2010 – 2014 годы, пойдут на создание Сборочно-испытательного комплекса (СбИК) – Специального конструкторско-технологического бюро космической техники. Об уникальном для СНГ проекте рассказал «Къ» президент АО НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» Габдуллатиф Мурзакулов.

– Габдуллатиф Турганбаевич, что представляет собой СбИК?
– Сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов, с которого начнется строительство Национального космического центра в Астане, будет первым крупнейшим объектом космической инфраструктуры в Казахстане. Главная цель данного проекта – создание современного высокотехнологичного предприятия, способного решать актуальные задачи проектирования и производства космических аппаратов. В результате реализации проекта СбИК КА в Казахстане появится первое в СНГ высокотехнологичное предприятие по разработке, созданию, испытанию и эксплуатации космических аппаратов.

– То есть возникнет своего рода космический кластер. Но ведь это очень капиталоемкий процесс. Готов ли Казахстан выделить такие средства?
– В 2010 году, в соответствии с решением РБК, финансирование строительства сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов составит 4 191,2 млн тенге. По следующим годам РБК решение не принято. Строительство самого Национального космического центра запланировано до 2017 года. Сумма окончательного финансирования также находится на стадии рассмотрения.
Кроме того, как уже отмечалось, правительством республики было принято решение по увеличению уставного капитала АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары». Эти средства будут направлены на создание целевых космических систем, технологий и на их использование, а также на строительство сборочно-испытательного комплекса. То есть в осуществлении финансирования проблем нет.

– Хотелось бы уточнить, финансирование проекта с казахстанской стороны полностью государственное или предполагаются также частные инвестиции?
– 72,5% уставного капитала совместного предприятия будет финансироваться через республиканский бюджет Казахстана. Нашей стороной привлечение частных инвестиций не предусматривается.
Со стороны EADS Astrium будет инвестировано 27,5 % в уставной капитал и 60 млн евро до 2016 года включительно по реализации совместных работ.

– Это серьезные вложения. Когда вы их рассчитываете окупить?
– При разработке проекта учитывались многие факторы, в том числе его политическая, технико-технологическая и экономическая эффективность. В данное время нами разработано ТЭО проекта создания СбИК, и там мы указали срок окупаемости – по самым пессимистичным прогнозам это порядка 10-11 лет. Впрочем, при определенных условиях он может быть существенно сокращен.
Сборка и испытание космических аппаратов будут осуществляться с применением самых современных и передовых технологий. Космический аппарат после сборки должен пройти ряд испытаний, причем все испытательные работы будут проводиться в самом космическом центре.
Более того, в рамках данного СбИКа мы планируем построить специальное конструкторско-технологическое бюро, потому что стоимость работ на разработку проекта составляет до 40% от стоимости космического аппарата. Что сделает наше предприятие еще более уникальным в своем роде.
Помимо этого, мы рассматриваем возможность создания опытного производства. Возможно, начнем с кабельной продукции, с определенных элементов точной механики, приборостроительных решений. Это в свою очередь будет способствовать росту казахстанского содержания. Отдача самого завода возрастет, что также может повлиять на срок окупаемости.
Вместе с тем, отмечу, что стенды СбИКа универсальны: там могут испытываться не только космические аппараты, но и любая машиностроительная продукция, которой необходимо провести вибрационное или термовакуумное испытание. Подобные заказы мы также можем удовлетворять.
Наше предприятие способно оказывать много сопутствующих услуг, которые еще не учтены в финансово-экономическом обосновании. Их учет может существенно повлиять на саму экономическую эффективность проекта, а также и на сроки окупаемости предприятия.

– Сколько планирует СбИК заработать на выполнении дополнительных услуг в первый год и при выходе на проектную мощность?
– Мы думаем, что размещение в совместном предприятии стратегическим партнером заказов на общую сумму в 60 млн евро позволит эффективно использовать производственные ресурсы сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов в ближайшие 5 лет после его ввода в эксплуатацию. При выходе на полную проектную мощность планируется создание двух спутников в течение каждых трех лет.

– С какими предприятиями или странами есть предварительные договоренности о сотрудничестве? И в целом, в каком регионе планируете искать клиентуру?
– На 60 – 70% мы ориентируемся на казахстанский заказ. Сейчас востребованы спутниковая связь, спутники дистанционного зондирования земли, спутники научного значения, научно-технологические спутники. Все это в перспективе будет создаваться нами. А если учитывать, что спутники имеют срок эксплуатации, например, телекоммуникационные работают в среднем 15 лет, спутники дистанционного зондирования Земли – порядка 7 лет, научные спутники в зависимости от назначения – 2 – 5 лет, то спрос на нашу продукцию будет всегда.
Кроме того, мы проводим предварительную информационную работу со странами СНГ. Планируем инициировать создание регионального спутника, который будет работать на всю Центральную Азию.
Наш партнер EADS Astrium в течение первых пяти лет до 2016 года проведет дополнительное инвестирование в размере 60 млн евро, то есть ежегодно по 12 млн евро. Сейчас мы в бизнес-плане оговариваем, в каком виде они нам будут предоставлены: либо в виде заказов, либо как технологии.
Вместе с тем, не только страны СНГ желают иметь собственные спутники, но и многие европейские страны активно работают в этом направлении. Думаю, при таком темпе роста заказов EADS Astrium на сборку космических аппаратов, они, как наш стратегический партнер, вынуждены будут часть заказов перераспределять к нам.
Кроме того, как я уже говорил, имеются предварительные договоренности с немецкими и английскими космическими компаниями.
Также заинтересованность проявляют арабские страны. Определенный интерес выразили и российские космические предприятия. В общем, спрос на космические аппараты в мире имеется.

– Вы сказали, что EADS Astrium в создаваемом СП получит долю 27,5 %. Доля Казахстана в СП 72,5%. При этом сам СбИК на 100% будет казахстанским. При общей стоимости проекта 128 млн евро EADS Astrium берет на себя почти треть затрат. Какие выгоды в этом случае имеет ваш стратегический партнер?
– Наш партнер, во-первых, получил доступ к казахстанской программе создания космических аппаратов. Это большая экономическая выгода.
Во-вторых, EADS Astrium по своим потенциалам и возможностям является компанией №1 в Европе и № 2 в мире. Естественно, что они заинтересованы в расширении своего влияния и бизнеса. Данный проект открывает им новый рынок – Казахстан, а через нас они смогут выйти в Центрально-Азиатский регион, в Южную Азию, что позволит им существенно расширить географию компании.

– С Ваших слов получается, что создание опытного производства на базе Сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов будет способствовать росту местного содержания. Но это ведь в перспективе. А каков объем казсодержания на данном этапе?
– К сожалению, при создании космических аппаратов казахстанское содержание может быть представлено на этапе их сборки и испытания, что составляет порядка 10% стоимости космического аппарата. И на части разработки проекта, что занимает порядка 30 – 40%.
Однако сегодня мы с партнером совместно с Национальным центром космических исследований и технологий рассматриваем возможность применения казахстанских материалов в процессе производства сплавов алюминия, сплавов на основе бериллия. В этой части мы детально рассматриваем исследования наших ученых и возможности предприятий. Параллельно проводим анализ предприятий, которые производят кабельную продукцию. К сожалению, именно такие кабели, которые нужны для космоса, у нас не производят. Но думаем, что мы можем исходное казахстанское сырье доводить до нужных требований надежности у себя на предприятии.
В идеале хотим к 2020 году в рамках производства космических аппаратов достичь 40% казахстанского содержания, а в перспективе оно будет только расти, так как космические технологии способствуют значительному развитию других, смежных отраслей экономики.

– Значит ли, что Казахстан с созданием Сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов (СбИК КА) больше не будет заказывать спутники у России? Будет ли проводиться тендер по «КазСат-3», и если да, то кто в нем будет участвовать?
– С созданием СбИК КА, КС ДЗЗ отечественные спутники будут проектироваться, собираться, испытываться и запускаться в Казахстане.
Но надо учитывать и то, что при реализации космических проектов требуется широкая кооперация, особенно в совместных проектах. Поэтому казахстанские специалисты открыты для сотрудничества со всеми странами, в том числе и с Россией.
Что касается «КазСат-3», то был объявлен конкурс. Первый этап тендера завершился, победитель будет определен во втором туре. Что касается позиции нашей компании, то мы настоятельно убеждаем Национальное космическое агентство РК включить в бизнес-план СП все спутники Казахстана, в том числе и «КазСат-3».

– Вы сказали, что начали подготовительные работы на выделенном акиматом земельном участке. Значит ли это, что созданное АО НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» и EADS Astrium совместное казахстанско-французское предприятие для реализации проекта по созданию Сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов сегодня уже работает?
– Нет, СП еще не функционирует. В настоящее время идет формирование руководящего состава предприятия, наблюдательного совета, правления и уставного капитала. На сегодня открыты банковские счета. Думаю, к осени СП начнет полноценно функционировать. В первоначальном уставном капитале доли в СП прописаны следующим образом: 72,5% – инвестиции Казахстана и 27,5% – инвестиции EADS Аstrium. Естественно, в ходе работы возможны перемены, но Казахстан меньше этой доли иметь не будет. Контрольный пакет хотим оставить за собой.

– Какую практическую пользу принесет реализация проекта по созданию СбИК КА для казахстанского бизнеса?
– Создание в нашей стране предприятия по проектированию, изготовлению, сборке и испытаниям космических аппаратов – это, в первую очередь, трансферт современных космических технологий, реальный шаг развития индустриально-инновационного потенциала республики. Работа СбИК позволит, по подсчетам специалистов, увеличить сумму импортозамещения до 20 млрд тенге, объем валового продукта на 4,5 млрд тенге в год. Это также новые рабочие места: планируется, что в СбИК будут работать не менее 130 высококвалифицированных специалистов, в период строительства здания комплекса будет создано 200 рабочих мест, почти 1 000 человек будет задействовано в обслуживании предприятия.

– Расскажите о проекте «Создание космической системы дистанционного зондирования Земли», который также курирует АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары».
– «Создание национальной системы дистанционного зондирования Земли» (ДЗЗ) включает два спутника ДЗЗ. Согласно контракту по космическому аппарату дистанционного зондирования Земли, компания EADS Astrium обеспечит космический комплекс дистанционного зондирования Земли двумя космическими аппаратами: с высоким разрешением 1 м, и со средним разрешением 7 м.
Здесь хочется отметить, что технологиями дистанционного зондирования Земли высокого разрешения обладают всего несколько стран: США, Израиль, Япония, Южная Корея, Франция, Россия. И с созданием нашего спутника мы также войдем в число стран, обладающих высокими технологиями.
Кроме того, отмечу, что по спутнику со средним разрешением мы, согласно контракту с нашим стратегическим партнером, получим полную лицензию на его воспроизводство в Казахстане для некоммерческих целей. Здесь казахстанское содержание будет больше 40%.
По спутнику высокого разрешения, где представлена двойная технология, мы также в контракте оговариваем перечень получения конструкторско-технологической документации.
Эти космические аппараты отличаются высокой производительностью для своего класса – 220 тыс. и 1 млн кв. км в сутки, соответственно. При этом оба спутника характеризуются высокой надежностью на всем протяжении срока активного существования. Они позволят проводить мониторинг не только поверхности нашей страны, а практически всей Земли, то есть если они 20% времени будут снимать территорию Казахстана, то оставшиеся 80% времени могут, при поступлении соответствующих заказов, проводить мониторинг других стран.
Для управления ими в Астане на территории космического центра создадут Наземный комплекс управления и Центр обработки информации, то есть мы, получив «сырые» снимки с космоса, будем их расшифровывать, делать удобными для заказчика. Сама расшифровка тоже требует определенных знаний, навыков и соответствующих технологий. Этим технологиям мы будем обучаться у партнеров. В дальнейшем, думаю, существующая ныне Национальная космическая система мониторинга и наш Центр обработки информации будут интегрированы в одну систему.

– Какие задачи будут решены с реализацией данного проекта?
– С помощью этих спутников мы можем проводить предупреждение, мониторинг и оценку последствий чрезвычайных ситуаций, осуществлять разведку запасов полезных ископаемых и энергоносителей. Кроме того, спутники позволят проводить экологический мониторинг, контроль состояния сельскохозяйственных и лесных угодий, планирование земле- и лесопользования. А также с их помощью можно делать быстрое и точное картографирование любой местности.

– Что, кроме СбИК, будет построено в Национальном космическом центре и в какой срок?
– В составе Национального космического центра в Астане на земельном участке в 30 гектаров, помимо Сборочно-конструкторского комплекса, планируется строительство многих других объектов. В первую очередь, до 2013 года будут построены Специализированное конструкторско-технологическое бюро космической техники (СКТБ КТ), Наземный сегмент космической системы дистанционного зондирования Земли – главный центр наземных комплексов (ГЦНК) и Центр системы высокоточной спутниковой навигации (Центр СВСН).
Далее, в период с 2014-го по 2017 годы, планируем осуществить строительство административного здания для организаций космической отрасли в Казахстане, национальной космической лаборатории, музея космонавтики с выставкой космической техники. Кроме того, здесь будут построены гостиничный комплекс на 50 номеров, жилой комплекс на 300 квартир, спортивно-оздоровительный комплекс и детский сад на 180 мест. Таким образом, получим «город в городе» на примере существующих в мире космических городков.

АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары»В 2007 году приказом председателя Национального космического агентства Казахстана Талгата Мусабаева АО «НК «Казкосмос» был переименован в АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары». Это было осуществлено с целью исключения идентификации Национального космического агентства республики с субъектами космической деятельности других государств.

<!—QuoteBegin ГАБДУЛЛАТИФ МУРЗАКУЛОВ, ПРЕЗИДЕНТ АО НК «ҚАЗАҚСТАН ҒАРЫШ
САПАРЫ» —> ГАБДУЛЛАТИФ МУРЗАКУЛОВ, ПРЕЗИДЕНТ АО НК «ҚАЗАҚСТАН ҒАРЫШ
САПАРЫ»<!—QuoteEBegin—>Родился в 1952 году, окончил Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова (Ленина), инженер­электрик по оптико­физическим приборам.
Кандидат технических наук, действительный член (академик) Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Трудовую деятельность начал в 1976 году инженером на Уральском оптико­механическом заводе в городе Свердловске. Работал на различных руководящих должностях в Казахстане, в том числе первым заместителем Талгарского горисполкома, первым вице­президентом государственной компании «Казавтосельмаш», вице­президентом телекоммуникационной корпорации «Сарыарка», вице­президентом АО «Индустриальный парк». В течение пяти лет занимал должность вице­президента АО «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств».
27 ноября 2008 года постановлением правительства Республики Казахстан назначен президентом АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары».

Читайте также