Из 95 наименований акций организаций–резидентов Казахстана, находящихся в официальном списке KASE, активно торгуется всего семь ценных бумаг, которые принадлежат пяти компаниям. Остальные акции являются неактивными, несмотря на то, что многие из них выпущены компаниями с хорошим имиджем и существенной прибылью.
Как пояснила «Къ» ведущий специалист отдела анализа KASE Зарина Абитаева, по состоянию на 2 августа 2010 года наличие активного рынка определено для 7 акций 5 компаний: АО «Баян Сулу», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Казахтелеком», АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», АО «SAT & Company».
3 из 5 компаний включены в представительский список акций индекса KASE.
«Кроме того, биржа отдельно формирует списки ликвидных и неликвидных акций. Количество ликвидных инструментов никогда не превышало 11, и в основном это были акции из представительского списка индекса KASE. Таким образом, 89 % акций, обращающихся на бирже, являются неликвидными, это подтверждает проблему низкой ликвидности казахстанского фондового рынка», — рассказывает аналитик.
Несмотря на то, что такие компании как АО «АЗИЯ САХАР», АО «Химфарм», АО «Рахат» показали в текущем году хорошую прибыль и рост оборота, они, тем не менее, не попали в список ликвидности.
Акции единственного казахстанского автопроизводителя также не активны. И, несмотря на то, что первое полугодие АО «АЗИЯ АВТО» закончила с убытками, за этот период рост объемов производства по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 356%. Доля продукции завода на казахстанском рынке новых легковых автомобилей по итогам июня 2010 года составила 19%. Предприятие включено в ПФИИР.
Списки ликвидных и неликвидных акций формируются биржей официально с первого квартала 2010 года, с этого периода акции компаний АО «АЗИЯ АВТО», АО «АЗИЯ САХАР», АО «Химфарм», АО «Рахат» ни разу не были включены в списки ликвидных акций. Значение коэффициента ликвидности акций этих компаний и большей части остальных очень низкое. Данный факт связан с тем, что у многих компаний очень низкий free-float, то есть процент акций, находящихся в свободном обращении на бирже и доступный широкому кругу инвесторов не высок. Помимо этого, многие компании не являются крупными, и большая часть акций принадлежат одному-двум крупным акционерам. К примеру, согласно выписке из системы реестров держателей по состоянию на 1 июля 2010 года крупными акционерами компании АО «АЗИЯ САХАР» являются ТОО «Керемет Сервис» и ТОО «ИНТЕРШУГАР», которым принадлежат 71,43 % и 23,81 % от общего количества размещенных акций соответственно. Следовательно, общее число акций АО «АЗИЯ САХАР», находящихся в свободном обращении, не может превышать 4,76 %.
Таким образом, все списки и сопутствующие факты говорят, что акций, являющихся ликвидными и представляющих действительный интерес для инвесторов, очень мало.
По словам президента АО «АЗИЯ АВТО» Ержана Мандиева, большинство участников рынка идет по пути наименьшего сопротивления. Потенциальные эмитенты не спешат раскрывать значимую корпоративную информацию и совершенствовать менеджмент, как того требует выход на фондовую площадку. В свою очередь, инвесторы опасаются вложений в отечественные ценные бумаги, в особенности, если речь идет о нетрадиционных для страны отраслях. До кризиса как основной объект инвестиций рассматривался рынок недвижимости. Другой полюс проблемы – узкий рынок капитала, представленного институциональными инвесторами, и отсутствие биржевой культуры среди индивидуальных инвесторов.
«Результатом этой патовой ситуации является отсутствие казахстанского фондового рынка в полноценном смысле этой институции. И разорвать замкнутый круг в силах только государство. Лишь оно обладает ресурсами для действенной стимуляции выхода отечественных компаний на фондовый рынок и предпочтения инвесторами казахстанских эмитентов. Существенную роль играет и позиция регулятора в части эффективной защиты участников рынка», — говорит президент компании.
Ержан Мандиев убежден, что в условиях низкого рынка повышать ликвидность акций не имеет смысла. «Тем более, что ключевой целью выхода АО «АЗИЯ АВТО» на фондовый рынок было не привлечение дополнительного капитала. Это был качественно новый шаг к повышению открытости, прозрачности предприятия и развитию механизмов корпоративного управления. Это существенно для нас и с точки зрения отношений с партнерами – ведущими мировыми автоконцернами: General Motors, Skoda Auto, Renault-Nissan-АВТОВАЗ, KIA Motors», — поясняет Ержан Мандиев.
Также он добавляет, что главный риск связан с возможностью рейдерских атак. «Впрочем, эта угроза характерна для компаний корпоративного сектора в целом, и публичность эмитента одновременно служит сдерживающим фактором для потенциального рейдера. С другой стороны, есть вероятность стать объектом интереса так называемых «гринмэйлеров» — шантажистов из числа миноритарных акционеров. В Казахстане пока такая практика неразвита, но очередь дойдет и до нашей страны», — уверен Е.Мандиев.
Неразвитое антирейдерское законодательство также играет существенную роль. К тому же эффективность его применения целиком зависит от уровня независимости судебной системы. «А в этой области у нас, как известно, не все в порядке», — говорит Е.Мандиев.
Главная из функций рынка ЦБ — привлечение относительно дешевого капитала. Но в случае Казахстана она может быть реализована лишь с радикальным изменением отечественного законодательства. «Казахстанский капитал должен быть мотивирован к вложениям в бумаги эмитентов внутри страны. Сегодня этой мотивации нет. Если государственные ведомства приложат усилия и ситуация изменится, многие отечественные компании откажутся от банковских займов как более дорогих, получив доступ к удобному источнику средств в виде работающего фондового рынка», — резюмировал президент «АЗИЯ АВТО».