Новости

Конец «финансовой вольницы»

Правительство Казахстана одобрило и внесло в парламент Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков». Основными новеллами проекта являются ужесточающие требования к организациям и компаниям, работающим в финансовой сфере. Таким образом правительство хочет избежать ситуации повторения финансового кризиса 2007 года.

Правительство Казахстана одобрило и внесло в парламент Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков». Основными новеллами проекта являются ужесточающие требования к организациям и компаниям, работающим в финансовой сфере. Таким образом правительство хочет избежать ситуации повторения финансового кризиса 2007 года.

Законопроектом планируется внести изменения в Бюджетный, Гражданский, Налоговый и Административный кодексы, Закон «О пенсионном обеспечении», но наибольшее количество поправок будет внесено в действующий Закон «О банках и банковской деятельности».

В целом поправки затронут интересы всех субъектов финансового рынка. Так, в частности, поправками в Административный кодекс серьезно ужесточают ответственность участников рынка за предоставление недостоверной информации регулятору, за инсайд и т. д. Наказания для физических лиц составят в среднем от 200 до 400 МРП (300 тыс. – 600 тыс. тенге), юридических – 2 000 МРП (около 3 млн тенге). Поправками в Налоговый кодекс будет жестко закреплено требование по декларированию доходов физических лиц – участников финансового рынка, а также менеджмента финансовых организаций и банков.

Однако основные новеллы законопроекта регулируют прежде всего банковскую деятельность. Главная цель – положить конец «финансовой вольнице», которой казахстанские банки пользовались до настоящего момента и которая, по мнению экспертов, и привела их к кризису.

Поправки условно можно разделить на три группы. Первая касается собственно структуры банковских холдингов и конгломератов, а также их возможности по приобретению какого-либо иного бизнеса. Главная новелла законопроекта в том, что в составе банковского конгломерата не будет нефинансовых организаций. «Сегодня такое в практике присутствует. Поэтому дан определенный переходный период, для того чтобы те банковские конгломераты, в составе которых есть нефинансовые организации, могли от них избавиться», – заявила глава АФН Елена Бахмутова. Банкам и банковским холдингам запрещается также приобретение долей участия в уставных капиталах или акций юридических лиц, создание и участие в деятельности некоммерческих организаций. В случае же приобретения банком долей участия в уставном капитале либо акций другого банка, доля не должна превышать на одно юридическое лицо 10% собственного капитала банка. А в целом совокупная доля участия банка в уставном капитале юрлиц не должна превышать 50% собственного капитала банка.

Приобретение (создание) банком финансовых организаций, финансовых юридических лиц-нерезидентов также обусловлено рядом ограничений, связанных с достаточностью собственного капитала. Кроме того, дочерние организации банка либо банковского холдинга, а также организации, в которых материнское финансовое учреждение имеет значительное участие, не вправе приобретать акции (доли участия в уставном капитале) своей родительской организации.

При приобретении банками акций или долей участия в уставных капиталах юрлиц в случаях, когда принятые в качестве залога акции или доли участия в уставных капиталах этих организаций переходят в собственность банков, участие банка не должно превышать 10% собственного капитала банка. При этом срок реализации акций или долей участия в уставных капиталах – не больше 12 месяцев.

По мнению Елены Бахмутовой, данный подход не содержит прямого запрета, но косвенно дестимулирует банки от владения дочерними организациями и создает необходимую подушку безопасности в виде дополнительного капитала. Кроме того, предполагается ограничение на аффилированные компании, находящиеся в банковском конгломерате. Однако стоит отметить, что эти требования не распространяются на банковские холдинги исламских банков.

Крайне серьезная новация касается кредитной политики банков. Предусматривается введение ограничений на выдачу банками кредитов и гарантий лицам, которые имеют непрозрачную структуру собственности (см. справку).

Кроме того, банку прямо запрещается выдавать банковские займы и банковские гарантии лицам, связанным с ним особыми отношениями, за исключением: кредитов и гарантий, выданных под 100%-е высоколиквидное обеспечение (устанавливаемое по перечню уполномоченного органа); кредитов и гарантий, выданных участникам банковского конгломерата, а также кредитов и гарантий, выданных связанным физическим лицам, размер которых не превышает размер принадлежащего на праве собственности и не обремененного имущества физлица.

«Таким образом предлагается реализовать опыт ФРС системы США, при котором сделки с аффиллированными лицами не должны представлять риск для банка», – считает Елена Бахмутова. Напомним, что по законодательству РК лицами, связанными с банком особыми отношениями, признаются: должностные лица и руководящие работники банка, а также их супруги и близкие родственники; физлицо или юрлицо – крупный участник данного банка, либо должностные лица такого юрлица, их супруги и родственники; юрлицо, по отношению к которому данный банк является крупным участником, его должностные лица с супругами и родственниками; аффилированные лица банка.

По мнению Е. Бахмутовой, «это извлечение нашего собственного урока, который мы получили в рамках кризиса, когда банки кредитовали заемщиков, у которых была непрозрачная структура собственности. Ряд из них были зарегистрированы в оффшорах, ряд непонятно каким бизнесом занимались». «Мы вводим прямые нормы и лимитируем выдачу такого рода кредитов и на уровне закона прямо устанавливаем ряд критериев по прозрачности структуры собственности», – заявила глава АФН.

Практически в каждый закон, регулирующий деятельность финансовых организаций, вводятся изменения, касающиеся вопросов корпоративного управления, ответственности членов советов директоров, менеджмента. «Ответственность разного характера – начиная с их квалификации, заканчивая уголовной ответственностью за нанесение ущерба», – констатирует Елена Бахмутова.

Значительная часть законопроекта посвящена регулированию рынка ценных бумаг, инвестфондов, предотвращению злоупотребления инсайдерской информацией и регулированию сделок, связанных с манипулированием.

Что касается перспектив прохождения проекта через парламент, то в АФН трезво оценивают ситуацию. «Понятно, что банки защищают свой бизнес, а мы, как регулятор, должны с одной стороны обеспечить защиту клиентов банков, в первую очередь, вкладчиков и заемщиков, и, естественно, во вторую очередь должны быть уверены, что наши нормы не приведут к дестабилизации финансового сектора. Вот на этом разумном балансе, на разумном компромиссе мы пытались внести предложения по законам, которые мы сделали», – сказала Елена Бахмутова «Къ». Она считает, что какая-то взаимовыгодная точка соприкосновения будет найдена.

Между тем глава Ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов признался, что в течение полугода был очень тяжелый, нервный диалог с АФН. «Тем не менее мы достигли компромисса. Диалог получился конструктивным. Вроде бы текущий законопроект, но по сути – новая финансовая реформа, новая финансовая революция в нашей банковской системе», – заявил он «Къ». «В течение переходного периода, который любезно предоставлен нашему банковскому сектору, то есть через 5 лет, мы, наверное, его (банковский сектор – «Къ») не узнаем, потому что он станет более устойчивым», – отметил С. Аханов.

Считать прозрачнымПод лицом, имеющим прозрачную структуру собственности, понимается юридическое лицо, предоставляющее информацию о лице, владеющим более 50% в уставном капитале, либо имеющим возможность голосовать более 50% акций данного юридического лица или осуществляющим контроль над таким лицом (аналогичные требования распространяются и на группу лиц), либо имеющим информацию обо всех собственниках акций (долей участия) юрлица, владеющих 10% и более простых акций (долей участия) до конечных собственников простых акций (долей участия) в уставном капитале юрлица.