Министерство нефти и газа намерено усилить государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов, а предельную розничную цену на социально значимые виды ГСМ «привязать» к средним российским. Соответствующий проект закона поступил на рассмотрение в парламент, и некоторые мажилисмены считают его антирыночным.
Презентация проекта Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» и сопутствующего ему Законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» завершилась ироничным восклицанием мажилисмена Ержана Рахметова: «Поздравляю всех с началом рассмотрения первого антирыночного законопроекта!».
Между тем на презентации всячески доказывалось, что это верно лишь отчасти, кроме того, в условиях посткризиса важнее социальная стабильность. Достаточно вспомнить прошлогодний осенний ажиотаж с ценами на ГСМ, когда разница между оптовой и розничной ценой на горючее в некоторых регионах доходила до 45%. При этом основная маржа оседала у перекупщиков, а не у производителей. Чтобы сбить ажиотаж с ценами и устранить дефицит топлива в некоторых регионах правительство установило предельную розничную цену и отдельные виды госрегулирования на рынке нефтепродуктов.
Однако формально этот механизм не совсем легитимен, поскольку не зафиксирован законодательно. Теперь Министерство нефти и газа разработало соответствующие законопроекты.
Основной подтекст нововведений – попытка перенаправить маржу от посредников на нефтеперерабатывающие заводы, установив при этом жесткие требования по их модернизации. Цель – в ближайшие 5 лет увеличить объем переработки нефти до 17 млн тонн в год, глубину ее переработки до 87% и избавиться от импорта высокооктанового бензина.
В рамках оптовой продажи предлагается запретить реализацию нефтепродуктов между оптовыми поставщиками, а также установить квалификационные требования по доступу на рынок оптовой реализации. Кроме того, вводится процедура аккредитации для оптовых поставщиков. Основными квалификационными требованиями являются наличие хранилищ и приборов учета для мониторинга движения горючего. Кроме аккредитованных оптовиков на НПЗ смогут поставлять нефтепродукты коллекторские компании, собирающие небольшие объемы сырья для переработки, а также сами недропользователи. «Недропользователь может сдавать на завод нефть по ценам внутреннего рынка или по себестоимости, а потом сам реализовывать полученные ГСМ», – пояснил ответственный секретарь Министерства нефти и газа РК Канатбек Сафинов. При этом предполагается, что сервисные компании, получающие расчет от недропользователя нефтепродуктами, сами доступ на НПЗ иметь не будут, а смогут работать через коллекторские компании.
НПЗ тоже не обойдены. Министерство нефти и газа будет утверждать план переработки нефти. При этом планируется ввести новые нормы по инвестпрограммам заводов и повысить цену на процессинг. «До 2015 года надо провести реконструкцию всех крупных НПЗ. Поэтому по каждому заводу будет открыт спецсчет, на который будет отправляться часть от полученных средств на реконструкцию», – отметил Канатбек Сафинов.
По мнению разработчиков, стихийный рынок не смог обеспечить равномерного распределения ГСМ по регионам, а госрегулирование это гарантирует.
Самой спорной частью законопроекта, видимо, станет законодательное закрепление установления предельной розничной цены на отдельные виды нефтепродуктов. Какие это будут виды, будет устанавливать правительство, но прежде всего регулирование касается социальнозначимых видов ГСМ. «Цена регулируется только по бензинам АИ-80, АИ-92/93, дизтопливу и мазуту в отопительный период. По высокооктановым бензинам не регулируется», – пояснил генеральный директор компании «КМГ-переработка и маркетинг» Данияр Берлибаев.
Формулу предельной цены тоже будет утверждать правительство. Однако уже сейчас разработчики говорят о необходимости привязки ее к среднерыночным российским ценам на соответствующие виды ГСМ. Поскольку каким бы ни был жестким мониторинг и контроль над вывозом горючего за рубеж, эффекта не добиться без того, чтобы не исключить экономическую привлекательность перетока. «Мы пошли обратным ходом. Посмотрели российский рынок, минусовали логистику, налоги, в результате, на 10-15 % от российской цены будем удерживать коридор, чтобы не было смысла вывозить из Казахстана дешевые ГСМ в Россию», – пояснил Канатбек Сафинов.
По мнению мажилисмена Ержана Рахметова, эта норма губительно скажется на мелких и удаленных АЗС. «Вы устанавливаете одинаковую маржу для всех АЗС, но себестоимость, затраты, эксплуатационные расходы у всех разные. Некоторые заправки не выживут и закроются», – убежден депутат.
С ним согласна его коллега Айгуль Соловьева: «А будет ли снижение цены для потребителя, если повышается и инвестиционная составляющая, и привязка к ценам соседа? Да, возможно, удастся исключить посредников, но цена не будет низкой… Меня всегда настораживает, когда государство берется что-то регулировать и упорядочивать». По всей видимости, законопроект ожидает весьма бурное обсуждение.
Что имеемВ настоящее время в Казахстане имеется 3 крупных и 32 мелких НПЗ, 3 747 АЗС. Перерабатывается 12 млн тонн нефти, в том числе 2% на миниНПЗ. 40% ГСМ импортируется (высокооктановые виды бензина и высококачественное дизельное топливо). В 2009 году среднегодовая разница между ценами на бензин Аи92 в РФ и РК составляла порядка 20%.