Полюбить наших на «Евразии»
Из неясного миража, каким еще недавно казалось проведение крупнейшего кинофестиваля Алматы, «Евразия» превратилась в реальность. Что и поспешили объявить арт-директор фестиваля Гульнара Абикеева и председатель организационного комитета, президент «Казахфильма» Ермек Аманшаев на прошедшей в начале сентября пресс-конференции.
Видимо, сам факт того, что фестиваль состоится, был такой радостью для организаторов, что они решили собрать журналистов, хотя конкретикой будущий кинофорум еще не оброс. Так, список гостей и участников конкурсной программы будет объявлен ближе к началу мероприятия.
Основное внимание спикеры сосредоточили на том, что в этом году (чего не было раньше) фестиваль наконец-то может подтвердить целесообразность своего проведения. Снимать кино в Казахстане стали значительно больше, и сейчас отечественные картины занимают 7% в общем объеме кинопроката, в то время как в 2008 году их было всего 3%, и проводить фестиваль в стране, выпускающей 2-3 фильма в год, было даже как-то неудобно. Получалось светское мероприятие с обилием зарубежных звезд. Теперь же организаторы возьмут на конкурс 2-3 казахстанские картины и покажут панораму фильмов, снятых за последние пару лет. Говорят, набирается приличный список из 20 кинолент: «Прыжок Афалины», «Секер», «Келiн», «Заблудившийся», «Другой берег», «Ирония любви» и другие – в общем, целая палитра жанров, творческой составляющей и режиссерского мастерства.
Помимо показа фильмов на «Евразии» состоится рынок проектов (ожидается серьезная делегация турецких продюсеров, снимающих не только кино-, но и телефильмы). Поэтому не стоит удивляться, если в скором будущем местные телеканалы пополнятся сериалами в духе «Астана, я люблю тебя», который был снят совместно с турками.
Бюджет фестиваля будет не таким внушительным, как в прежние годы. В отношении затрат Ермек Аманшаев употреблял такие фразы, как «чуть меньше, чем раньше» и «чуть больше 1 миллиона долларов».
Акцент организаторы фестиваля делали на том, что зритель теперь не столько должен радоваться приехавшему Ван Дамму, например, сколько узнать наших звезд и смотреть наше кино.
О некоторых особенностях грядущего фестиваля «Къ» рассказала киновед Гульнара Абикеева– Гульнара, на пресс-конференции Вы призвали не столько уделять внимание зарубежным звездам-гостям фестиваля, сколько приветствовать на красной дорожке наших молодых актеров и режиссеров. Но опыт работы у них совсем небольшой – съемки одной, максимум двух картин, и те – не шедевры. Не кажется ли Вам преждевременным придание молодым кинематографистам звездного статуса?
– Я тоже раньше думала, что мы чрезмерно нахваливаем, например, картину «Рывок» или напрасно предвкушаем выход нового фильма казахстанского производства. Мне очень, кстати, нравится картина «Сказ о розовом зайце» и то, как она сейчас идет в прокате, как зритель на нее отзывается. Это только подтверждает, что ожидания не напрасны. Но ваш вопрос в другом – не преувеличиваем ли мы значение молодых и то, что они сейчас делают. Отвечу – нет. И главное для меня доказательство этого – недавно прошедшая программа «Открытые двери» на кинофестивале в Локарно, которая была посвящена кинематографу Центральной Азии. Там провели специальный конкурс и из 120 заявок отобрали 12 проектов молодых режиссеров. Не потому, что просто решили сделать фокус на молодых, а потому что начинающие режиссеры по-другому мыслят. Более того, скажу, что сейчас в казахстанском кинематографе параллельно работают три поколения. «Новая волна» с Каракуловым, Омирбаевым и другими. Это режиссеры, замкнутые на себе, снимающие для себя. «Вторая волна» с Аханом Сатаевым, Жанной Исабаевой, всеми, кому чуть больше 30. Второе поколение стало коммерческим, решив, что они не будут снимать в стол. И третье поколение – режиссеры, которым сейчас от 22 до 27 лет. Они вообще на все плевали. Им хочется самовыражаться, а это – самое интересное.
– Вы считаете, что режиссер Ахан Сатаев, чей фильм первым из казахстанских стал коммерчески успешным, и автор «Сказа о розовом зайце» Фархад Шарипов, тоже рассчитывающий на хороший прокат картины в кинотеатрах, – режиссеры разных поколений?
– По возрасту Фархад Шарипов относится к третьему поколению, но по тому кино, какое он сделал, конечно, он больше коммерческий режиссер. Хотя его студенческие короткометражки были экспериментальными. И как дальше будет складываться его творческий путь – пока загадка.
– На предстоящей «Евразии» в конкурс войдут картины из Центральной Азии и тюркоязычных стран. В связи с этим, как много кинолент будут на мусульманскую тематику? Прошедший весной фестиваль «Шакен Жулдыздары» продемонстрировал большую панораму мусульманского кино. «Евразия» пойдет по тому же пути?
– Вы знаете, пожалуй, чисто мусульманской тематики у нас нет ни в одной кинокартине. Вот так получилось.