Реструктуризация не для всех
С июня текущего года нефинансовые компании Казахстана не имеют права осуществлять реструктуризацию своей задолженности по облигациям, что, по мнению экспертов, отрицательно сказывается на их деятельности. Именно поэтому Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» выступила за возврат их права на данную процедуру.
Союз обратился в Администрацию президента республики Казахстан и Генпрокуратуру с просьбой отменить постановление правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) от 25 июня 2010 года, в котором исключены понятие реструктуризации, а также порядок внесения изменений и дополнений в проспект выпуска облигаций для эмитентов нефинансовых организаций. Тем самым нефинансовые организации лишаются права на проведение реструктуризации задолженности по облигационным займам.
По словам руководителя аналитического центра АО «Асыл-Инвест» Дамира Сейсебаева, для нефинансовых организаций существует понятие «реабилитация», то есть в случае допущения дефолта по своим обязательствам для эмитента – компании реального сектора есть возможность пройти сложную процедуру реабилитации, которая может длиться до 5 лет. На этот срок назначается реабилитационный управляющий, но компания будет фактически продолжать деятельность и выплачивать основной долг без вознаграждения. «По истечению этого времени может быть принято решение о банкротстве», – добавляет аналитик.
«Вероятно, предполагалось, что изменения, введенные АФН, направлены на защиту прав инвесторов, чтобы компания, допустившая дефолт, изыскивала средства, грамотно управляла своими пассивами, а не пользовалась возможностью выхода из ситуации за счет реструктуризации задолженности», – комментирует «Къ» Дамир Сейсебаев.
«Атамекеном» подчеркивается, что данный подход фактически ставит в безвыходное положение все промышленные предприятия, допустившие дефолт по облигациям.
Стоит отметить, что в подобной ситуации оказался ряд крупнейших казахстанских компаний: АО «Азия Авто», АО «VITA», АО «Казахстан Кагазы» и другие. Лишение их права на проведение реструктуризации ставит вопрос о начале судебных процедур по взысканию задолженностей и о фактической угрозе остановки и банкротства компаний, говорят в союзе.
Инвестор в случае дефолта испытывает определенные трудности, но при прохождении реабилитационного срока эмитента может получать основной долг. А в случае банкротства компании, расчет по облигациям, обеспеченных залогом, осуществляется в третью очередь, по необеспеченным – в пятую. «При реструктуризации же инвестор идет на определенные уступки», – отмечает Дамир Сейсебаев.
Президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев говорит, что запрет на проведение реструктуризации, с одной стороны, призван укрепить доверие инвесторов к рынку облигаций, но с другой, может остудить желание казахстанских эмитентов по выпуску бумаг с фиксированной доходностью.
«Предполагается, что на финансовых организациях лежит дополнительный груз риска компаний, которым они доверяют капитал», – отмечает он. Но, в сущности, 2007-2009 годы показали, что компании широкого спектра отраслей могут пасть жертвой негативного макроэкономического фона. «И в этих случаях экстренная финансовая помощь, ослабление долговой нагрузки необходимы им в той же мере, что банкам, инвестфондам и страховым компаниям», – добавляет глава «Азия Авто».
Согласно мнению Дамира Сейсебаева, постановление АФН негативно для самих эмитентов, так как достичь консенсуса с кредиторами в случае дефолта теперь не представляется возможным. Конечно, в связи с данным постановлением, может идти речь о неравенстве положений в случае дефолта, ведь банки имеют более выгодное положение, так как могут воспользоваться правом реструктуризации.