Новости

Сезон охоты на бренды

В галерее «Улар», которая сейчас арендует угол в художественном салоне «Онер», открылась выставка Татьяны Чевтаевой «Сезон охоты». Среди работ современников редко удается увидеть такие, чтобы в памяти тотчас всплывали известные классические образцы. В хорошем понимании таких ассоциаций натюрмортам павлодарской художницы Татьяны Чевтаевой это удается.

В галерее «Улар», которая сейчас арендует угол в художественном салоне «Онер», открылась выставка Татьяны Чевтаевой «Сезон охоты». Среди работ современников редко удается увидеть такие, чтобы в памяти тотчас всплывали известные классические образцы. В хорошем понимании таких ассоциаций натюрмортам павлодарской художницы Татьяны Чевтаевой это удается.

Знаменитые голландские «завтраки» или фламандская бытовая живопись – классика, приятная глазу во все времена. Контемпорари-арт несет в себе заряд концептуальности, но редко годится на то, чтобы заполнить нишу прекрасного. Потому любое появление классической живописи в наши дни как отдушина для зажатого в рамках хай-тек горожанина.

Все 16 полотен художницы посвящены премудростям и антуражу охоты. И жанр для Казахстана экзотический – у нас если и охота, так только беркутчи, и манера письма, своей фотографической точностью готовая поспорить с современными цифровыми изображениями. Татьяна Чевтаева и раньше владела классической школой живописи, но сознается, что хотела испытать себя в изображении всех этих притягательных брутальных деталей: старой кожи, фактуры меха, элементов металла с гравировкой на старых ружьях. Великие голландцы в изображении охотничьих трофеев достигали особой изысканности, в работах Татьяны – тоже отношение к охоте не как к промыслу, а как к роскошному развлечению, те же красивые ракурсы и та же праздность. Зная, что Татьяна Чевтаева – художник не конъюнктурный, портреты и интерьерные картины на заказ не пишущий, это охотничье великолепие выглядит совсем не как огламуренная кабинетная живопись, а как искренняя ностальгия по забытому жанру одухотворения неживой природы.

В галерее «Улар» не первый раз выставляются павлодарские художники. О том, чем живописцы из регионов могут быть интересны алматинскому зрителю, «Къ» решил поговорить с директором галереи «Улар» Юрием Марковичем.

– Юрий, расскажите, почему галерея «Улар» так всерьез и надолго увлеклась Павлодарским краем? Алматинские художники стали не интересны?

– Мне кажется, что сейчас наша провинция побеждает художников, которые живут в Алматы или Астане. Они более активны. Там стараются вытащить что-то новое, интересное, прогрессивное, работают, не обращая внимания на конъюнктуру.

– Но теперешнее пребывание галереи «Улар» в художественном салоне «Онер» кажется, напротив, показывает ваш и художников, которых вы выставляете, коммерческий интерес.

– Совместно с салоном «Онер» мы задумали проект «Галерея брендов». Его задача – открывать здесь новые имена и делать их брендами. Это осознанный коммерческий проект. Важно не только поднять имя художника до бренда, но и сделать так, чтобы художник и мы смогли на этом заработать. Хотя этим издавна занимаются все галереи.

– Прежде вы выставляли работы таких павлодарских художников, как Евгений Фридлин и Александр Ерашов. Как складывается их творческая судьба?

– Фридлин и Ерашов были первыми гонцами из Павлодара, которых галерея «Улар» взяла под свое крыло. От начинающих художников с первыми персональными выставками они прошли путь до молодых брендов. Я могу сказать, что и первого, и второго мы пошагово «довели» до бренда международного значения. В июле вместе с посольством Казахстана в Литве мы открывали персональную выставку Фридлина в Вильнюсе. Событие получилось грандиозным. В прошлом году у него было две выставки в Германии. Вместе с Ерашовым художники участвовали в крупнейшей арт-ярмарке в Вильнюсе, который в 2009 году был культурной столицей Европы. «Улар» была единственной галереей, которая представляла на этой ярмарке нашу страну и казахстанское искусство. Были даже коммерческие сделки. Этой весной мы показывали работы Ерашова в Москве на очень интересной скандальной выставке «Либидо». Там были нестандартные питерские художники, на фоне которых мы выглядели простыми и добрыми ребятами из провинции. Несмотря на то что из-за цензуры выставку закрыли через 4 дня, хотя идти она должна была 2 недели, Ерашов получил российскую известность.

– Но, похоже, что ресурсы Павлодара не исчерпались только этими двумя художниками?

– Да, парней мы решили «разбавить» прекрасным полом. Так, в этом году мы выставляли работы Жаннеты Наурузовой. Это была ее первая персональная выставка «Конкур», посвященная конному спорту. Нынешняя экспозиция тоже узкотематическая – охота. Все картины сделаны в едином ключе, стилистически грамотно. Мы стараемся, чтобы наши выставки проходили не просто так, а с изюминкой, ключевой концепцией.

Татьяна Чевтаева – новая художница, ее манера совершенно не похожа на то, что представлено в Алматы. В такой технике здесь никто не работает, это абсолютная новизна.