Оставленный ранее без особого внимания факторинг в последнее время стал практически единственным источником финансирования сектора МСБ. Жомарт Есентугелов и Толеген Мулдашев решили выделить эту услугу отдельно от услуг банка и организовать свое дело – ТОО «Первая факторинговая компания».
В России факторинг занимает 2% от ВВП, а в Европе обороты факторинговой отрасли составляют около 10% от ВВП. В Казахстане же этот показатель не достигает и десятой доли процента.
По словам председателя правления ТОО «Первая факторинговая компания» Жомарта Есентугелова, идея создания отдельной компании в секторе факторинга принадлежит его партнеру – председателю совета директоров компании Толегену Мулдашеву, с которым они сотрудничают уже более десяти лет.
Работая в банковской сфере, они развивали продажи факторинговой услуги в продуктовой линейке, однако в какой-то момент поняли, что типичный банковский подход к оценке рисков и классификация активов существенно сдерживают положительное развитие факторинга в БВУ, и выходом может служить либо выделение факторинга в отдельную прибанковскую структуру, либо создание независимой компании.
В итоге партнеры решили основать собственное дело, тем более что существенно ужесточились оценки залогов в БВУ и доступ к кредитованию у компаний снизился, а фондовый рынок по разным причинам также не позволяет компаниям заимствовать ресурсы для развития. Факторинг как инструмент коммерческого финансирования компаний в такой ситуации просто напрашивался на применение.
«Другой такой специализированной компании на рынке в тот момент не существовало, было очень сложно, но самым трудным стало найти инвестора, который бы вложил первоначальную сумму, и модель бизнеса начала работать. На его поиски у нас ушло 2 года – с 2007 по 2009», – рассказывает Жомарт Есентугелов.
По его словам, существовали опасения в области юридичес-ких трудностей при работе с проблемными клиентами, но практика показала достаточность правовых инструментов воздействия и изъятия задолженности.
Основным клиентом компании является МСБ, небольшие компании – поставщики продуктов питания, товаров народного потребления и отдельный большой сектор – поставщики для национальных и нефтяных компаний.
Первые сделки компании были в районе $300 тыс., но за истекший период их объем вырос в 10 раз.
Жомарт Есентугелов отмечает, что сроки «раскрутки» бизнеса, вернее выхода на точку безубыточности, при стартовых затратах составили около восьми месяцев. Однако добавляет, что для того чтобы данный вид бизнеса вышел на точку безубыточности, нужно иметь оборотные средства в районе $2 млн. Если же работа начинается с суммой больше $2 млн, то на прибыль можно рассчитывать сразу.
С учетом того, что издержки данного вида бизнеса небольшие и в РК факторинговое финансирование можно получить под 25% – 36% годовых, компания зарабатывает весьма неплохо. Правда, вызывает сомнение, насколько много существует желающих пойти на данные условия.
По словам Жомарта Есентугелова, в самом начале работы были опасения, что люди не примут товар компании под 36%. «Но если сегодня пос-мотреть на портфель, где нет новичков, а основу составляют компании, с которыми работать начали полтора года назад, и ставки при этом не снижали, то, можно сказать, что спрос на факторинг есть», – добавляет он.
Связано это с тем, что компании, которые не могут получить кредит в БВУ из-за недостаточности залогов, идут на подобные условия и, в принципе, с учетом скорости, все их затраты на факторинг окупаются.
«Стоит отметить, что штат компании небольшой – 10 человек в Алматы и 2 человека в филиале Атырау. Но в течение ближайших 3 лет мы собираемся открыть еще 9 филиалов в различных городах РК со штатом по 2 человека в каждом», – комментирует «Къ» Жомарт Есентугелов. А также строит прогнозы о том, что через год у компании будет 70-80 клиентов (в то время как сейчас – 20), но при условии, если объем оборотных средств увеличится до $10 млн. Причем, по его расчетам, это произойдет уже в следующем году. А если учесть, что доходность компании в годовом исчислении составляет около 30%, то прогнозы весьма внушительны. Жомарт Есентугелов делает их, основываясь на том, что объем дебиторской задолженности в торговой отрасли, по данным статистики РК, составляет $17 млрд. Если взять только 10% этого объема, то получится потенциал в $1,7 млрд. И это только по торговле, хотя факторабельные отрасли есть в промышленном производстве, горнорудной отрасли и в транспортном секторе.