На этих выходных завершился фестиваль под открытым небом ArtBatFest-2010, в течение месяца представивший разные виды современного искусства, в которых находят себя казахстанские художники.
Оживленный алматинский Арбат всегда был подходящим местом для художественных экспериментов и хорошей возможностью «выйти на зрителя», если было желание проверить свои творческие методы. Что и подтвердил прошедший фестиваль – публика здесь самая непосредственная, вот и живой интерактив.
О том, как открывался ArtBatFest – 2010 и какие цели перед собой ставил, ранее «Къ» уже писал. Тогда на пешеходном участке проспекта Жибек жолы собрались творческие силы Алматы разных направлений и поколений – от заслуженных мэтров до молодых креативщиков.
За месяц жизни фестиваля прогуливающиеся по Арбату алматинцы стали свидетелями перфомансов от непрофессиональных театральных групп, показов видео-арта на околоэкологические темы и выставки фото-арта.
Закрывался фестиваль менее празднично и менее людно: то ли художники потеряли к нему интерес, то ли сами организаторы. Вновь бил в шаманские бубны и взывал к духам Молдакул Нарымбетов, ставший одним из главных героев ArtBatFest – 2010. Метрах в пятидесяти от него на виду у публики писал «масштабное полотно» художник Серик Буксиков.
В казахстанском рекламном мире имя Буксикова хорошо известно, в живописи он тоже не новичок, однако проявлять себя в алматинском арт-сообществе стал совсем недавно. Говорит, что, погрязнув в работе креативного директора рекламного агентства, просто в какой-то день задумался о своем предназначении и понял, что необходимо делать вещи, насыщенные общественно значимым смыслом.
Долгое время Серик выставлял свои работы в Сети, а значимый выход на публику состоялся только в июне этого года под литературные чтения Каната Ибрагимова и Владимира Рериха. Фоном для текстов служила выставка картин Буксикова «Свобода». Картины эти – красочный поп-арт, созданный по мотивам реальных фотографий и рисунков. Живой репортажный снимок с места событий, увиденный в Интернете, превращается в яркое полотно, не менее драматичное, чем, к примеру, «Утро стрелецкой казни».
В пику вечным разговорам о коммерциализации искусства, на Арбате Буксиков представил перфоманс «Искусствизация коммерции», закрасив рекламный баннер новым изображением. Наблюдая за тем, как двигаются среди прогуливающихся танцоры, одетые в красное, широкими мазками Серик переносил увиденное на «холст». Понятно, что перфоманс всегда предполагает публичность, но было жаль, что в творческом процессе художнику приходилось размениваться на праздное внимание прохожих. В камерной обстановке подобный перфоманс, наверное, имел бы более концентрированное арт-терапевтическое значение.
ArtBatFest – 2010 растворился в городе так же, как красные танцоры в толпе. У художников осталось ощущение недосказанности, у зрителей – недопонятости. Но фестиваль на Арбате запомнится как самая крупная художественная акция за год и первая в своем роде за всю историю современного искусства в Казахстане. Впервые состоялся столь масштабный выход актуального искусства на публику, который просто необходим для понимания того, чем живут и о чем вещают современные казахстанские художники. Будем надеяться, что это был продуктивный опыт организации фестиваля, за которым последует продолжение.
Цитата: От Кейджа до наших днейК перфомансу, что можно перевести как «выступление», «представление», относят любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и взаимодействие между художником и зрителем. Считается, что первый перфоманс был создан в 1952 году композитором Джоном Кейджем, исполнившим на сцене «4,33» (4 минуты 33 секунды тишины). В Казахстане это средства самовыражения используют многие деятели современного искусства: Канат Ибрагимов, творческое объединение «Кызыл трактор», театр «АРТиШОК» и другие.