Медиаторы вместо биев
Разрешение конфликтов между коммерческими компаниями при помощи уважаемых в обществе людей предложено узаконить. Представители бизнеса выражают сомнение в востребованности нового социального института.
Во вторник на заседании правительства председатель надзорной коллегии Верховного суда РК Алмаз Ташенова представляла Законопроект «О медиации». ВС предлагает ввести институт медиации, при которой выбранные двумя конфликтующими компаниями физические лица, пользующиеся обоюдным доверием, будут искать наиболее выгодное решение. При этом любое медиативное соглашение, достигнутое по гражданскому спору, является гражданско-правовым актом и ответственность за нарушение обязательств наступает в соответствии с гражданским законодательством. Кроме того, если стороны обратились в суд и после этого решили попытаться разрешить спор с помощью медиации, то они имеют возможность вернуться с медиативным соглашением в суд и утвердить его как мировое соглашение. На медиативное разбирательство в случае, если судебный процесс уже начался, отводится 1 месяц. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Профессиональный медиатор, которому будет разрешено получать официальные гонорары от заинтересованных сторон, должен быть не младше 25 лет, иметь высшее профессиональное образование и свидетельство об окончании курсов подготовки медиаторов, а также быть занесенным в реестр национальных медиаторов. Непрофессиональный, предполагается, будет работать бесплатно, но при этом его регистрация в акимате должна носить уведомительный характер.
В Европе медиация была утверждена специальной директивой Еврокомиссии в 2008 году. Наиболее массовый характер профессиональная медиация приобрела в Великобритании и Германии. Однако стоит отметить, приступают к своим обязанностям медиаторы весьма редко, что характеризует степень заинтересованности бизнеса в их услугах – в среднем каждый медиатор рассматривает не более двух дел в год. Тем не менее, к 2011 году государства ЕС обязались разработать и принять законы о медиации в своих странах. Летом текущего года закон о медиации подписал и президент России Дмитрий Медведев. Очевидно, что Казахстан инициирует принятие нового закона вслед за своим северным партнером по ТС.
«Институт медиации не будет пользоваться большой популярностью среди казахстанского бизнеса», – считает финансовый директор компании «Строй-Комплект» Ермек Жургараев, – Любой бизнес в первую очередь стремится к выгоде, а при конфликтах, как правило, не бывает взаимовыгодных решений». Поэтому предприниматели все равно будут обращаться в суды. Более того, если медиаторы имели бы какие-либо полномочия, то было бы создано поле для масштабной коррупции. А без полномочий примирением могут заниматься и юридические службы конфликтующих компаний.