Новости

Первая парламентская

В Кыргызстане больше нет правящей партии, а премьера выберут депутаты.

Катастрофические сценарии, предрекавшие Кыргызстану новый виток конфронтации во время парламентских выборов, не оправдались. Выборы прошли чрезвычайно мирно и с неожиданно высокой активностью населения – проголосовало 55%. При этом их признали демократичными как международные, так и местные наблюдатели. Вчера кыргызская элита продемонстрировала высокий уровень договороспособности – все пять победивших партий, несмотря на отказ ЦИК, согласились на пересчет голосов по требованию «Бутун Кыргызстан», не добравшей 0,16% голосов для преодоления 5%-го барьера.

Катастрофические сценарии, предрекавшие Кыргызстану новый виток конфронтации во время парламентских выборов, не оправдались. Выборы прошли чрезвычайно мирно и с неожиданно высокой активностью населения (55% от числа избирателей). При этом их признали демократичными как международные, так и местные наблюдатели. Вчера кыргызская элита продемонстрировала хороший уровень договороспособности – часть победивших партий, несмотря на отказ ЦИК, согласилась на пересчет голосов по требованию «Бутун Кыргызстан», не добравшей 0,16% голосов для преодоления 5%-го барьера.

Таким образом, если в течение 15 дней после начала работы парламента победившие партии («Ата Журт», социал-демократы, «Ар Намыс», «Республика» и «Ата Мекен») смогут договориться по кандидатурам премьер-министра и спикера, Кыргызстан станет первой в Центральной Азии парламентской республикой с чрезвычайно широкими полномочиями народных избранников и нехарактерной для региона ограниченностью президентской власти. Впрочем, слабость кыргызского президента сильно преувеличивается экспертами, особенно российскими – у Розы Отумбаевой есть полномочия распустить Жогорку Кенеш и назначить новые выборы, если победители не смогут договориться по кандидатурам в отведенный срок. Известный кыргызский, а теперь казахстанский, политолог Александр Князев (последние 4 месяца живет в Алматы и работает в Институте политических решений) уверен, что партии, потратившие немалые для Кыргызстана финансовые ресурсы, приложат все усилия, чтобы такой сценарий не осуществился. Ни одна из победивших партий не набрала более 9% (в кыргызском парламенте 120 мест) и потому не сможет в одиночку сформировать правительство – для этого требуется квалифицированное большинство (2/3 голосов). Александр Князев считает, что «Ата Журт» с большой долей вероятности окажется в оппозиции, а коа-лицию создадут остальные 4 партии (или 5, если «Бутун Кыргызстану» все же досчитают голоса).

Кыргызские выборы имели ряд специфических особенностей. В связи с тем, что большинство из 29 участвовавших в них политических партий носят ярко выраженный региональный характер, необходимо было, помимо преодоления общего 5%-го барьера, набрать также не менее 0,5% в каждой из областей. В этом смысле наибольшего общекыргызского вотума доверия добилась «Ар-Намыс» Феликса Кулова – за нее хорошо проголосовали как на севере, так и на юге. У узбекского населения Оша и Джалал-Абада эта партия была в фаворитах. Партию социал-демократов, которую возглавляет Алмазбек Атамбеков (до президентства Роза Отумбаева тоже состояла в ней) в основном поддержали северные регионы. «Ата Журт» (входят бывшие бакиевские чиновники), набравшая на несколько десятых процента больше СДПК и выбившаяся в лидеры, ожидаемо собрала основной электорат на юге. К слову, ее победа косвенно свидетельствует о «непорочности» нынешних кыргызских властей в использовании недемократичных методов борьбы. «Против «Ата Журта» административный ресурс не применялся вообще из опасения акций протеста, к которым охотно прибегают сторонники экс-президента», – объясняет Александр Князев. В кыргызских вузах в преддверии выборов были даже объявлены 10-дневные каникулы, чтобы ректоры не имели соблазна и возможности повлиять на студентов. При этом Александр Князев не видит в кыргызском опыте «дурного примера» для других стран СНГ, ссылаясь на серьезные ментальные различия, благоприобретенные бывшими советскими республиками за 20 лет независимости. «Вряд ли у Кыргызстана появятся подражатели в ЦА в ближайшие годы, а то и десятилетия», – уверен эксперт.

Однако член Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов, заслуживший скандальную известность в соседней стране своим допущением возможности «порубить Кыргызстан в фарш», настроен скептично. «Сначала они договорятся, но когда дело дойдет до раздела должностей, опять разругаются. Они потому и согласились на подсчет голосов, что надеются добрать каждый для себя за счет соперников», – уверен он.

Впрочем, такой сценарий слишком самоубийственен для страны, которая, по прогнозам МВФ, станет в этом году единственной в мире, показывающей ухудшение экономических показателей по сравнению с 2009 годом. И наверняка, элита это понимает. Еще при Бакиеве начался вывод капиталов из страны. Так, по итогам I квартала 2010 года, Кыргызстан вошел в 10 крупнейших иностранных инвесторов Казахстана. Как сообщила «Къ» исполняющая обязанности директора департамента Нацбанка РК К. Калиева, если в 2009 году валовое поступление инвестиций из Кыргызстана составило $442,5 млн, то за I квартал 2010 года – более $250 млн, из которых около 90% – торговые кредиты и ссуды.

Инвесторы ждут стабилизации. Так, компания «Казахмыс», заявлявшая после апрельской революции о намерении продолжать работы на золоторудном месторождении Бозымчак, потом была вынуждена остановиться на стадии пред-ТЭО. Как сказали «Къ» в компании, продолжение проекта напрямую связано с нормализацией политической обстановки в стране.