«Социальную сеть» Дэвида Финчера в казахстанском прокате смотрят, хвалят и советуют друзьям. Фильм успешно шествует по миру, и ему уже пророчат борьбу за «Оскара». В своем новом творении Финчер, похоже, создал неприглядный портрет героя эпохи Интернета, поведение которого словно списано с учебников по социопатии.
«Социальная сеть» – только наполовину байопик (повествование о жизни известного человека), на другие 50% – это разговорная производственная драма о создании интернет-сайта Facebook. И тот и другой жанры в экранизациях обычно довольно скучны. Но Дэвид Финчер, создатель других не менее социопатичных кинокартин «Бойцовский клуб» и «Семь», нашел к материалу подход, в результате чего его новый фильм оказался не промо-роликом успешной социальной сети, а динамичной, увлекательной лентой, в которой главную роль играют человеческие слабости, комплексы и пороки. А это, как известно, лучшая завязка для фильма.
В аннотации к фильму пишут, что Марка Цукерберга – главного героя картины – к созданию Facebook подтолкнула ссора с девушкой. Однако этот эпизод был только началом «восхождения» студента Гарварда к многомиллионным заработкам в Сети. Возможно, ссора с девушкой и остановилась бы на том, что Цукерберг совершенно не по-джентельменски выложил о бывшей герлфренд гадости в своем блоге. К созданию Facebook его подтолкнула элементарная зависть к членам престижных закрытых университетских клубов, в которые Цукерберга не взяли. А вот его университетского друга пригласили. Возможно, поэтому Марк и «кинет» впоследствии своего первого спонсора.
Не попав ни в один из закрытых клубов, Цукерберг просто-напросто создает свой, в котором он уже хозяин и распорядитель. Facebook для него не средство общения и не дружеская переписка – Цукерберг по натуре аутист, он просто не способен на какие-то дружеские проявления и привязанности. Созданная им социальная сеть – игра на человеческом любопытстве и на элементарном сексуальном удовлетворении. Окружающие его (то есть просто такие же студенты, а за ними и остальные социальные классы) хотят рассматривать фотографии друг друга – он предоставляет такой сервис, хотят интима без долгой прелюдии – Цукерберг придумывает строку о статусе отношений. В фильме даже проскакивает фраза, что социальная сеть – очень удобное место для поиска сексуального партнера.
Самого Цукерберга все эти «блага» придуманного им детища не сильно волнуют. Точно также, как и деньги. Фильм вов-се не об оглушительном успехе и не руководство к действию «Как заработать млрд долларов, не достигнув даже полного совершеннолетия». Все миллионы – просто побочный эффект его изобретения. Что до, что после финансового успеха Цукерберг даже не меняет привычной одежды, по-прежнему оставаясь в толстовке и кедах. А присутствующие в фильме компьютеры, серверы, интернет-базы – по сути своей лишь фон для самореализации талантливого юноши, пытающегося что-то доказать тем, кто его отверг.
Еще сильнее некоммуникативность героя проявляется в финальной сцене, когда некая девушка-юрист вдруг проникается симпатией к интернет-гению. Он просто из реальных переводит отношения в он-лайн, «зафрендив» девушку и став заложником единственной странички.
При этом назвать «Социальную сеть» драмой язык не поворачивается, в кинокартине не жалко никого, да и сам режиссер намеренно никому не сопереживает и не встает ни на чью сторону, он просто делает хорошее кино.