Поделить Каспий

Опубликовано
Сегодня, 18 ноября, в Баку пройдет третий по счету Каспийский саммит. Главы правительств Казахстана, России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана встретятся с целью обсуждения раздела Кас-пия. К единому мнению стороны не могут прийти уже около 20 лет.

Сегодня, 18 ноября, в Баку пройдет третий по счету Каспийский саммит. Главы правительств Казахстана, России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана встретятся с целью обсуждения раздела Кас-пия. К единому мнению стороны не могут прийти уже около 20 лет.

Из-за отсутствия соединения с Мировым океаном нет единогласного мнения о том, считать Каспий озером или морем, что существенно в плане принятия Конвенции ООН по морскому праву (1958 г.). Если Каспий – море, то, согласно Конвенции, за каждым из пяти государств закреплено право на 12-мильные территориальные воды (континентальный шельф) и 200-мильные исключительные экономические зоны.

Поскольку в самом широком месте Каспий не достигает 200 морских миль, исключительная экономическая зона для стран может быть разграничена по принципу срединной линии. Суть данного принципа в том, что чем больше протяженность береговой линии, тем больший сектор моря достанется государству.

Таким образом, по Конвенции ООН Россия и Азербай-джан имеют право на 20% каждый, Казахстан – на 30%, Туркменистан – на 17%, Иран – на 13%.

В мае 2003 года Казахстан, Россия и Азербайджан приняли трехстороннее соглашение, разграничившее около 2/3 дна Каспия. На данный момент за Казахстаном фактически закреплено 27% морского дна, за Россией – 19%, за Азербайджаном – 18%. Между тем Иран продолжает настаивать на равном разделе по 20%, что представляется выгодным для страны, имеющей самую меньшую длину береговой линии. Позиция Ирана становится понятнее, если вспомнить, что ирано-советский раздел Каспия предполагал равноценное – 50 на 50 – море-пользование.

«На первый взгляд, за исключением Казахстана, всем участникам саммита выгодно согласиться с делением Кас-пия на пять равных долей: владения России и Азербай-джана останутся без изменений, в то время как Туркменистан и Иран только выиграют. Перспективы Ирана получить поддержку от партнеров на саммите невелики», – считает экономист Института политических решений Сергей Смирнов. Ведь если следовать иранской версии раздела, придется аннулировать уже существующий трехсторонний договор России, Казахстана и Азербайджана, на что вряд ли согласятся главы правительств. Нефтегазовые запасы в южной части Кас-пия пока мало исследованы, что к тому же затрудняется и глубоководностью региона, поэтому Иран стремиться «захватить» больше территории, на которую претендуют также Азербайджан и Туркменистан. По мнению Сергея Смирнова, возможное направление переговоров – обсуждение Ираном и Туркменистаном разграничения южного сектора, тем не менее вряд ли Туркменистан проголосует за «20% каждому».

«Туркменистан в настоящее время стал приближаться к казахстанско-российско-азербай-джанской концепции – «делим дно, вода общая», что в значительной степени уменьшает шансы Ирана на получение 20% доли Каспийского моря», – сообщает научный сотрудник отдела внешнеполитических исследований КИСИ при президенте РК Лидия Тимофеенко. Таким образом, если Иран примет предложенный Казахстаном совместно с Россией и Азербайджаном вариант раздела Каспия, ему отойдет примерно 14% территории моря.

Казахстан в данном вопросе заинтересован прежде всего в разведке и добыче углеводородных ресурсов в своих секторах Каспийского бассейна. Правовое закрепление принципа равного раздела Каспия между прибрежными государствами, то есть «каждому по 20%», по мнению Лидии Тимофеенко, будет безусловным проигрышем для казахстанской стороны. В этом случае РК, располагая самой протяженной береговой линией, теряет 7% морского дна.

Читайте также