Новости

Помочь экспортерам советом

Правительства многих стран мира активно поддерживают своих экспортеров. В этих целях они используют различные сервисные и финансовые инструменты, а также политико-дипломатическую поддержку. В Казахстане с этого года в рамках принятой программы «Экспорт-2020» впервые введен такой инструмент, как возмещение затрат экспортеров, связанных с выводом продукции на внешний рынок. Между тем выявлять и оперативно разрешать системные, административные и бюрократические проблемы, препятствующие развитию казахстанского экспорта, призван Совет экспортеров, действующий при Министерстве индустрии и новых технологий.

Правительства многих стран мира активно поддерживают своих экспортеров. В этих целях они используют различные сервисные и финансовые инструменты, а также политико-дипломатическую поддержку. В Казахстане с этого года в рамках принятой программы «Экспорт-2020» впервые введен такой инструмент, как возмещение затрат экспортеров, связанных с выводом продукции на внешний рынок. Между тем выявлять и оперативно разрешать системные, административные и бюрократические проблемы, препятствующие развитию казахстанского экспорта, призван Совет экспортеров, действующий при Министерстве индустрии и новых технологий.

По словам председателя правления АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «Kaznex Invest» МИНТ РК Ерлана Аринова, Совет экспортеров является консультативно-совещательным органом и создан в целях координации действий государственных органов по вопросам продвижения экспорта казахстанской продукции. Основными задачами Совета являются содействие отечественным производителям в продвижении экспорта продукции на внешние рынки, выработка совместной стратегии и координация действий госорганов по вопросам содействия развитию и продвижению экспорта, а также содействие в развитии экспортной ориентированности отечественных предприятий. «На заседаниях Совета экспортеров поднимаются вопросы, которые носят системный характер и отражают проблемы целых отраслей и экономики в целом», – отмечает Е. Аринов.

В частности, речь идет о введении с 2011 года в странах ЕС запрета на транспортировку «опасных» грузов в цистернах и контейнерах «восточного» образца. «В 2008 году постановлением Европейского Парламента и Совета ЕС была введена Директива №2008\68\ES, в соответствий с которой перевозка опасных грузов в составе, несоответствующем требованиям RID (Правила перевозки опасных грузов в Европе) будет запрещена с 1 января 2011 года, либо потребует специального разрешения на переходный период сроком на 10 лет», – сказал председатель Федерации ассоциаций перевозчиков и экспедиторов ЦАРЭС Нигматжан Исингарин.

По его словам, в первую очередь с данной проблемой столкнулось ТОО «Казфосфат», которое экспортирует желтый фосфор в Германию, Польшу, Чехию через территорию России, Беларуси, Украины, Латвии, Словакии и Литвы. «Цистерны «Казфосфат» не в полной мере соответствуют европейским требованиям. Для переориентации «восточных» вагонов (соответствующих СМГС) на «западные» платформы (соответствующих требованиям RID) необходимы большие временные и финансовые издержки, в этой связи, крайне важны договоренности с европейскими странами о предоставлении казахстанским экспортерам переходного периода», – сказал он.

Однако на сегодня это не единственная проблема, с которой столкнулось предприятие. По словам генерального директора ТОО «Казфосфат» Мукаша Искандирова, в начале года российская сторона внесла изменения в Налоговый Кодекс, согласно которым с этого года вводится государственная пошлина за выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов через территорию России в размере 10% от суммы договора (но не менее 200 000 рублей). А также госпошлину на ввоз на территорию России ядовитых веществ в размере 10% от суммы договора, но не менее 200 тыс. рублей. «На сегодняшний день стоимость казахстанского желтого фосфора составляет порядка $2500 за тонну. При ориентировочном объеме поставок 2100 тонн (до конца 2010 г.) получается, что уплате в качестве пошлины подлежит $525 тыс. Мы считаем, что это приведет к резкому удорожанию казахстанской продукции, и фактически сделает ее неконкурентоспособной», – сетует генеральный директор ТОО «Казфосфат».

В то же время, по его словам, административные барьеры, возводимые руководством Узбекистана, стали существенной преградой при экспорте продукции в страны СНГ.

С аналогичной проблемой столкнулся химический комбинат «Казазот», который при транспортировке аммиачной селитры потребителям Южно-Казахстанской области по железной дороге в силу расположения железнодорожных путей вынужден заезжать на территорию Узбекистана (протяженность участка составляет 150 км – «Къ»). «Согласно постановлению правительства Узбекистана, транзит аммиачной селитры через территорию страны проводится согласно разовому разрешению, выдаваемому кабинетом министров сроком на 1 месяц. Процедура получения такого разрешения занимает длительный период времени, что делает невозможным стыковку с планами железнодорожных перевозок и, соответственно, саму перевозку», – сетует директор по маркетингу и логистике химкомбината Александр Карелин.

При этом, по его словам, компания вынуждена перевозить свою продукцию по железной дороге, так как транспортировка аммиачной селитры другими видами транспорта значительно сказывается на цене продукции. В качестве решения проблемы он предлагает ввести аналогичные ограничительные меры для ввоза аммиачной селитры в Казахстан, а также ввести практику обязательной государственной регистрации импортных удобрений. «Импорт узбекской селитры облегчается тем, что Казахстан не проводит процедуру обязательной государственной регистрации импортных удобрений, которая подразумевает проведение исследовательских работ по безопасности ввозимых удобрений», – отметил Александр Карелин и добавил, что «внедрение обязательной государственной регистрации удобрений в Казахстане на примере России и Украины позволит защитить внутренний рынок от импортных производителей».

В ходе заседания Совета выяснилось, что существенные проблемы создает также Китай. По данным Kaznex Invest, условия для аккумуляторов в Китай дифференцированы в зависимости от страны-поставщика. В частности, одни страны поставляют свою продукцию на китайский рынок по ставкам импортной пошлины в размере 6,9% (Корея, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан), вторые – в размере 5% (Сингапур, Мьянма), третьи – в размере 0% (Тайланд, Индия, Вьетнам, Филиппины, Малайзия). Для остальных стран, в том числе для Казахстана, установлена ставка в размере 10%. «Соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве между Казахстаном и Китаем предпринимателям обеих сторон должен представляться «режим наибольшего благоприятствования», то есть подразумевается предоставление Казахстану таких же благоприятных условий в торговле, как любому третьему государству. В то же время на практике казахстанские экспортеры сталкиваются с несоблюдением основного принципа соглашения, а также отсутствием «защиты интересов казахстанских экспортеров в Китае», – отметил глава Kaznex Invest.

По решению Совета экспортеров, проблемы, связанные с политикой Узбекистана и Китая, будут выноситься на уровень двусторонних межправительственных комиссии до тех пор, пока не найдут своего решения.