На прошлой неделе депутат мажилиса Бахыт Султанова обратилась с депутатским запросом к премьер-министру страны по поводу продажи контрольного пакета «БТА» российскому Сбербанку. Аналитики, в отличие от руководства «Самрук-Казыны» и Нацбанка, не уверены в безальтернативности этого решения.
Депутата парламента беспокоит то, что БВУ, в спасение которого были вложены огромные бюджетные средства, продается иностранному банку в условиях полной непрозрачности. Впрочем, Бахыт Султанова объяснила «Къ», что о каких-либо негативных последствиях этого говорить преждевременно, «потому что сделка еще не состоялась. Цель моего запроса – сделать процесс прозрачным. Греф (председатель правления Сбербанка России) официально заявил о том, что РФ намерена купить «БТА», в дальнейшем хотелось бы, чтобы этот процесс освещался в СМИ». О всех плюсах и минусах предстоящей сделки депутат надеется узнать после получения ответа на свой запрос».
Напомним, что в этом месяце глава российского госбанка Герман Греф подтвердил интерес к покупке «БТА», однако отказался комментировать вопросы о стоимости сделки, подчеркнув, однако, что до реструктуризации она была отрицательной. Не говорит о возможной цене «БТА» и нынешний хозяин банка – ФНБ «Самрук-Казына», однако глава фонда Кайрат Келимбетов неоднократно заявлял о сделке со Сбербанком как об оптимальном пути решения проблем «БТА». Аналитики не рискуют давать оценку сделке. Сейчас на KASE акция «БТА» стоит 7,6 тенге за акцию, то есть 51% будет стоить примерно 210 трлн тенге, что эквивалентно $1,4 млрд.
Летом прошлого года руководство Сбербанка высказывалось о планах войти в казахстанский банк на 37% с опционом на увеличение доли в капитале. Однако позже россияне решили, что рассмотрят покупку лишь после реструктуризации. 1 сентября 2010 года «БТА банк» официально завершил процесс реструктуризации. В СМИ появлялись сообщение о продаже как всего госпакета (81% акций), так и контрольного пакета (50% плюс 1 акция»).
Между тем «БТА банк» является третьим банком Казахстана по активам и вторым по ссудному портфелю, и некоторые эксперты считают, что его продажа может повлиять не только на банковскую систему, но и на всю экономику страны. Впрочем, два крупных банка Казахстана не так давно перешли в руки иностранных владельцев – «АТФ банк» (UniCredit Bank Austria AG – 99,63%) и БЦК (KOOKMIN BANK CO LTD – 41,93%), но это не сказалось пагубно на банковской системе. Более того, именно эти два банка чувствовали себя достаточно уверенно во время кризиса и продолжали кредитовать экономику. Аналитик Smart Group Алишер Шерназаров даже считает, что переход контрольного пакета «БТА» к Сбербанку оживит банковский сектор и добавит ему конкуренции в плане появления новых банковских продуктов. Тем более, что инвестиционный меморандум, разработанный с кредиторами, предполагает, что в течение 3 лет новым акционером банка может стать только банк с уставным капиталом не меньше $7 млрд и рейтингом не ниже ВВВ, то есть купить «БТА» может только иностранный инвестор.
Вопросы о целесообразности сделки со Сбербанком заметно раздражают председателя казахстанского Нацбанка Григория Марченко. $6 млрд активов, которые принадлежат «БТА банку», сейчас оспариваются в российских судах. «Для того, чтобы эти деньги вернуть, нужен серьезный стратегический российский партнер – если не Сбербанк, то «Газпром», «Внешторгбанк» или другой банк такого уровня», – утверждает он. «Если «Самрук-Казына» и другие акционеры согласны забыть про эти $6 млрд, тогда можно проводить открытый конкурс и продавать кому-то еще. Но кто бы это не был, он такой цены, которая бы позволила вернуть эти $6 млрд, никогда не даст – банк даже приблизительно столько не стоит», – сказал он «Къ». К тому же внешние кредиторы банка согласились на реструктуризацию, в том числе и при условии, что при возвращении этих активов 50% будут переданы кредиторам. «То есть, если сейчас забыть про эти активы, то предугадать реакцию кредиторов будет тяжело. Что касается открытого конкурса, то ни казахстанские структуры, ни банки дальнего зарубежья, которые могли бы в нем участвовать, не смогут обеспечить возврата активов «БТА банка» на таком же уровне, как Сбербанк, – утверждает он.
Однако бывший глава Нацбанка, а ныне руководитель Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов придерживается другого мнения. Единственным, на его взгляд, приемлемым вариантом продажи госпакета акций «БТА» является открытый конкурс, где критерием будет служить максимальная сумма выплачиваемых государству денег. Естественно, это конкурс (тендер) должен проводиться с помощью международных инвестиционных банков, которые специализируются на консультировании по таким сделкам. «В подавляющем большинстве стран мира существуют ограничения на продажу крупных экономических активов, особенно государственных, таких как «БТА банк», иностранным инвесторам, контрольный пакет акций которых принадлежит правительствам других стран», – объясняет он «Къ». «Непонятно, зачем продавать экономический актив, принадлежащий нашему правительству, правительству другой страны. Ведь это означает, что наше правительство хуже управляет своими предприятиями, чем правительство другой страны, в данном случае – России, и, действительно, наводит уже на политические размышления, а не только экономические», – недоумевает Ораз Жандосов.
«Нужно четко понимать, что это два абсолютно разных бизнеса – собственно бизнес «БТА банка» внутри Казахстана, где он является одним из трех крупнейших диверсифицированных банков, и его иностранные активы, прежде всего в РФ, которые мало вяжутся с основной деятельностью банка», – продолжает он. Поэтому возможен вариант продажи этих активов раздельно. «Могут возразить, что это не преду-смотрено в пакете документов по реструктуризации внешних обязательств банка, но ответ на это возражение прост – все, что было подписано один раз, может быть переподписано и другой раз», – предлагает он. Можно выделить эти активы в отдельную компанию и продать ее опять-таки через открытый аукцион. Основными участниками этого тендера, вероятно, будут российские компании, поскольку «вытащить» активы легче компаниям той страны, в которой они «застряли».
Но если и просто продавать госпакет акций банка через открытый денежный аукцион, все потенциальные покупатели, будь то частные российские банки или банки других стран, будут самостоятельно оценивать возможность и сроки «вытаскивания» этих активов на $6 млрд, то есть это будет нормальная рыночная оценка, и она будет включена в ту цену, которую они будут предлагать на тендере.