Обзор мирового рынка меди на утро 23 декабря 2010 года. За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой и поставкой повысилась с $9410,0 до $9414,5 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца – с $9353,5 до $9359,0 за тонну. Неофициальная цена наличной меди при закрытии торгов вечером 22 декабря — $9388,0 за тонну.
Запасы меди на отслеживаемых биржей LME складах за последний торговый день увеличились с 362,7 до 363,9 тыс. тонн.
Средняя цена наличной меди на LME за сентябрь – $7709,30, за октябрь — $8292,40, за ноябрь – $8469,89 за тонну, а в среднем за прошедшие дни декабря – $9000,2 за тонну.
Официальная цена (settlement) декабрьских фьючерсных медных контрактов на площадке COMEX (подразделение Нью-Йоркской коммерческой биржи New York Mercantile Exchange, NYMEX) за последний торговый день понизилась с $9414,8 до $9411,5 за тонну. Запасы меди на COMEX за последний торговый день — 64,3 тыс. тонн.
Цена закрытия январских медных контрактов на Шанхайской фьючерсной бирже Shanghai Futures Exchange (ShFE) за последний торговый день понизилась с $10271 до $10229 за тонну. Запасы меди, контролируемые Шанхайской фьючерсной биржей, — 127,8 тыс. тонн.
По данным Shanghai Metals Market, на Шанхайском спотовом рынке средняя цена наличной меди за последний торговый день повысилась с $10159 до $10251 за тонну.
Из приведенных данных вытекает вопрос: почему биржевые котировки меди на LME растут на фоне увеличения складских запасов? Прямых ответов на этот вопрос нет. Аналитики гадают. «Теперь началось увеличение уровня запасов, — привело агентство Bloomberg мнение старшего аналитика брокерской компании MF Global Holdings Ltd. Эдварда Майера (Edward Meir). – Является ли это ранней стадией снижения спроса на медь из-за высоких цен?»
Но есть одно любопытное сообщение газеты The Wall Street Journal в статье от 21 декабря под заголовком «Trader Holds $3 Billion of Copper in London» («Трейдер держит на $3 миллиарда медь в Лондоне»). В этой статье сказано, что один из участников торгов аккумулирует до 90% биржевого ресурса меди на Лондонской бирже металлов. Объем этой позиции оценивается в $3 млрд. В то время как стоимость меди растет, большое внимание вызывает тот факт, что значительные объемы меди могут быть сконцентрированы в руках небольшого числа игроков. Что все это значит? Возможно, что держатель больших запасов меди просто спекулирует, не продавая ее и, тем самым, взвинчивая цены для того чтобы потом продать эту медь и получить большую спекулятивную прибыль.
Но главной причиной роста биржевых котировок меди является Китай. Агентство Bloomberg привело мнение Янг Чангуа (Yang Changhua), аналитика пекинской компании Beijing Antaike Information Development Co. о том, что медь поднялась в цене из-за роста ее импорта в Китай, да и запуск торгуемых фондов забирает часть запасов. «Медь находится в тенденции к повышению, — сказал Янг Чангуа. — Глобальный дефицит поставок предполагает фундаментальную поддержку ценам, а наличие больших денег ведет к росту инвестиционного спроса».
«Китай потребляет около 40% мирового производства меди, поэтому без Китая анализировать этот рынок, конечно, нельзя. Но в основе китайского спроса лежит индустриализация и урбанизация, это не конъюнктурные, а долговременные тенденции, которые явно не исчезнут в ближайшие 5 или 10 лет. Поэтому медь обладает высокой фундаментальной, а не только спекулятивной стоимостью, и в долгосрочном плане инвестиции в медь оправданы. Мы ожидаем, что к III кварталу 2011 года цена на медь составит $10000 за тонну. Однако если на рынке сложится тот дефицит, который мы ожидаем, и запасы упадут, скажем, до 1-2 недель потребления, то цены могут повышаться еще больше. Они очень чутко реагируют на любые сдвиги в соотношении спроса и предложения. Если только какой-то рудник остановится или спрос в Китае окажется выше ожидавшегося, цена тут же отреагирует. Так что для инвестора медные ETF – хороший способ заработать на этом рынке, привело агентство «РосБизнесКонсалтинг» мнение вице-президента по сырьевым рынкам банка Barclays Capital Николаса Сноудона (Nicholas Snouden).
Кроме того, прогнозы о дефиците меди в следующем году сохраняются. «Думаю, что ожидаемый дефицит на рынке меди уже заложен в сегодняшние цены. Кроме ожидаемого дефицита, есть, на мой взгляд, еще один важный фактор, который толкает цены вверх, это выход на рынок биржевых фондов ETF. Вот спекулянты и вкладываются в медь в ожидании роста цен. Но всерьез говорить о том, что цены на медь будут расти под влиянием экономического оживления в США сегодня уже нельзя. Медь – это в первую очередь китайская история. Если вы ждете продолжения китайского строительного бума, то вы ждете и продолжения роста цен на медь. Но если вы считаете, что китайский рынок недвижимости – это «пузырь», который вскоре лопнет, то это значит, что вы ждете движения цен на медь вниз», — привело агентство «РосБизнесКонсалтинг» мнение вице-президента по инвестициям компании Fusion Analytics Джошуа Брауна (Joshua Brown).
Обзор подготовлен обозревателем «Казахмыс» Владиславом Николаевым