Инвестиции

Эпоха высоких цен

Мировые цены на кукурузу и соевые бобы достигли максимумов за последние 30 месяцев. Аналитики Продовольственной организации ООН (ФАО) опасаются продовольственного кризиса. Отечественные же эксперты считают повышение мировых цен на продукты питания хорошим шансом для казахстанских
производителей.

Мировые цены на кукурузу и соевые бобы достигли максимумов за последние 30 месяцев. Аналитики Продовольственной организации ООН (ФАО) опасаются продовольственного кризиса. Отечественные же эксперты считают повышение мировых цен на продукты питания хорошим шансом для казахстанских производителей.

На прошлой неделе Продовольственная организация ООН (ФАО) сообщила, что цены на продовольствие в мире в декабре 2010 года достигли рекордных отметок.

По словам экспертов, есть опасения, что цены на продукты питания поднялись до опасно высокого уровня – и непредсказуемые погодные условия могут привести к дальнейшему их росту в новом году.

С минимумов июня 2009 года кукуруза подорожала на 94%, соевые бобы – на 51%, пшеница – на 80%. Согласно окончательным данным Министерства сельского хозяйства США (USDA), в 2010 году в стране было собрано 12,4 млрд бушелей кукурузы, что на 93 млн бушелей меньше декабрьской оценки. В результате ожидается, что резервы составят 745 млн бушелей. Этот объем представляет собой 5,5% от ежегодного потребления кукурузы – минимальный показатель за 15 лет.

Учитывая влияние наводнений, USDA снизило прогноз урожая пшеницы в Австралии на 2% – до 25 млн тонн. Также на 6% была снижена оценка аналогичного показателя для Аргентины – до 23,5 млн тонн.

На товарной бирже ETS «Къ» пояснили, что ФАО в своих прогнозах основывается как на показателях мирового производства и потребления, так и на ценах, сложившихся в результате рыночных торгов. Данные мировых аналитиков о резком повышении цен на продовольствие находят свое подтверждение и в Казахстане. Так, динамика торгов на товарной бирже ETS показывает, что цена закрытия сделок по поставочным фьючерсам на пшеницу 3-го класса в феврале прошлого года составляла 13 400 тенге за тонну, а в январе 2011 года – уже 37 500 тенге. То есть менее чем за год рост составил 280%. Уже сейчас в заявках на продажу цена за тонну превышает 40 тыс. тенге.

Аналитик Plankion Invest Алишер Шерназаров в комментарии «Кь» отмечает: «Нет оснований утверждать, что продовольственный кризис – это блеф, поскольку цены растут стремительно, а правительства стран будут прилагать усилия к сдерживанию инфляции. Брокеры не готовы рисковать всем в такой ситуации и поэтому хеджируют и риски клиентов, и свои потенциальные риски на товарной бирже ЕТС».

По данным президента Союза зернопереработчиков и хлебопеков РК Евгения Гана, цена муки также выросла за этот период: мука весовая высшего сорта поднялась в цене с 41,74 тыс. тенге за тонну до 63,11 тыс. тенге за тонну, мука первого сорта – с 33,4 до 55,83 тыс. тенге за тонну. Индекс роста составил 1,51 и 1,67 соответственно.

«Нельзя также не обратить внимания на рост цен на отруби – они за это время подорожали 3,79 до 16,4 тыс. тенге за тонну, или в 4,3 раза! Причем рост цен на отруби продолжается и в текущем году. А отруби – компонент кормов для животноводства, нельзя об этом забывать», – поясняет «Къ» Евгений Ган.
Напомним, в Казахстане для того, чтобы стабилизировать в текущем году цены на муку и хлеб внутри республики, АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» закупила около 800 тыс. тонн зерна пшеницы нового урожая по цене 26,500 тенге за тонну. С учетом имеющегося в АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» зерна урожая прошлых лет общий объем закупленного зерна позволяет стабилизировать цены на муку и хлеб. Подписаны четырехсторонние меморандумы между акиматами, АО «НУХ «КазАгро», ОЮЛ «Зерновой союз Казахстана», ОЮЛ «Союз зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана». В соответствии с подписанными меморандумами АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» поставляет в области зерно в соответствии с потребнос-тями области по цене, по которой производился закуп – по 26,500 тенге за тонну. Зерно перерабатывается на мельничных предприятиях и поставляется по фиксированным ценам на хлебопекарные предприятия, которые поставляют хлеб по фиксированным ценам на прилавки наших магазинов.

Благодаря такой схеме предполагается создание всех условий для того, чтобы цена на хлеб и муку были стабильны до урожая зерна 2011 года.
Однако, по мнению экспертов, реальная картина выполнения меморандумов намного сложнее и разнообразнее задуманной схемы. Как говорит президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков РК, большая часть проблем возникает на стадии распределения муки на хлебопекарные предприятия. Хлебопекам, особенно малым пекарням, и тяжело, и невыгодно работать на муке, произведенной из «меморандумовского» зерна. Работа с этой мукой предполагает полную прозрачность, необходимо потом передавать в акимат данные, по каким ценам и сколько поставлено хлеба в торговлю, а пекарни к такой строгой отчетности не привыкли. Да и за муку необходимо платить официально, причем вперед, а практика работы пекарен на сегодняшний день такова, что это также тяжело реализовать. Вот и получается, что пекарь под любым предлогом старается работать на муке по «рыночной» стоимости», – сетует Евгений Ган.

Эксперт также добавляет, что если по цене на хлеб система предупредительных мер выстроена и отрабатывается, то в ценообразовании на птицу, на яйца, на свинину рыночная стоимость зерна оказывает в настоящее время крайне негативное влияние.

«По причине резкого роста цен на зерно отруби стали «золотыми». Парадоксально, но факт – при дальнейшем росте цен на отруби соотношение пищевая стоимость/цена будет на стороне «социального» хлеба. Иными словами, недалек тот момент, когда социальный хлеб может быть использован населением для кормовых целей, как это уже было в недалеком советском прошлом», – считает он.

Сложная ситуация складывается и в молочной отрасли. По словам президента Молочного союза Казахстана Лидии Михеевой, отрасль на 100% зависит от развития ситуации в животноводстве. «Молока не хватает. Дефицит молока сейчас восполняется за счет того, что в летнее время было выработано молоко длительного хранения. Наши предприятия могут вырабатывать больше продукции, если бы было сырье и спрос. У нас 70% затрат на продукцию составляет сырье и стоимость зависит не от того, как сложилась цена на заводе, а от того, как сложилась цена у крестьянина. Если будут дорогие корма, то и молоко будет дорогим. Также многое зависит и от сырья, которое поступает к нам из других стран. Например, в июле белорусы продавали нам сухое молоко по $2,5 за кг, а в ноябре уже по $5. Естественно, цены будут расти», – пояснила «Къ» Лидия Михеева.

У трейдеров беспокойство вызывает, в частности, рост стоимости растительных масел, которые важны для развивающихся стран, где средний класс использует более значительные их объемы. Минсельхоз США заявил, что отношение мировых запасов к спросу упадет в этом году до «уровней, которых не было с середины 1970-х годов, отражая ускорение темпов потребления растительных масел» в качестве продуктов питания и топлива.
Что касается цен на растительное масло в Казахстане, то на него цены выросли на 30%. Закупочные цены на соевые бобы, по сравнению с 2009 годом, выросли на 15-17%.

Как рассказал «Къ» заместитель операционного директора компании Vita Владимир Красавин, уровень региональных цен на эти позиции полностью определяется уровнем регионального производства и потребления, логистикой экспорта и импорта и уровнем мировых цен.
«Уровень цен на растительное масло в Казахстане определяется уровнем производства подсолнечника в России – основном импортере растительного масла и семечек в Казахстан, и на Украине. Повышение цен на растительное масло в Казахстане в 2010 году вызвано снижением производства подсолнечника в России до 5,34 млн тонн (против 6,45 млн тонн в 2009 году) из-за погодных условий. Это как раз тот случай, когда рост цены совпадает с общемировым повышением цен на подсолнечное масло», – говорит Владимир Красавин.

Он также считает, что улучшит ситуацию развитие собственного производства и переработки продовольственных ресурсов для обеспечения внутренних потребностей и экспорта в другие страны.

«У Казахстана для этого есть все условия, и если деньги от продажи нефти направлять на это развитие, то Казахстан в короткое время станет мощным экспортером сельскохозяйственного сырья и продовольствия», – считает представитель компании.

В свою очередь, Евгений Ган считает, что стоит говорить не о продовольственном кризисе, а о том, что мир входит в эпоху более высоких цен на продовольствие. «Но высокие цены на продовольствие – мощнейший стимул для производителя, мощнейший фактор роста экономики страны. Производство продуктов питания будет развиваться более интенсивно, насыщенность рынка увеличится, что заставит цены стабилизироваться», – убежден эксперт.

По его мнению, для Казахстана с его потенциалом развития сельскохозяйственного производства, рост мировых цен должен сыграть положительную роль. «Повышенный спрос на казахстанскую продукцию даст толчок для дальнейшего развития сельского хозяйства республики, для увеличения объемов переработки готовой сельхозпродукции, для перехода к торговле не сельскохозяйственным сырьем, а готовыми высококачественными, экологически чистыми продуктами питания. У нас громаднейший потенциал сельскохозяйственного производства, что дает все основания говорить о том, что «казахстанское содержание» в нашей продовольственной корзине будет всегда очень высоко», – резюмирует президент союза.