Не dolce «Vita»

Опубликовано
Длившиеся более года проблемы крупнейшей казахстанской продкомпании Vita достигли апогея – суд признал ее банкротом. Vita намерена до 18 февраля обжаловать решение межрайонного экономического суда Алматы. Однако аналитики «БТА Секьюритис» считают, что проблема компании не в юридической, а в управленческой плоскости, и разрешиться она может только продажей предприятий группы.

Длившиеся более года проблемы крупнейшей казахстанской продкомпании Vita достигли апогея – суд признал ее банкротом. Vita намерена до 18 февраля обжаловать решение межрайонного экономического суда Алматы. Однако аналитики «БТА Секьюритис» считают, что проблема компании не в юридической, а в управленческой плоскости, и разрешиться она может только продажей предприятий группы.

Напомним, 2009 год АО «Vita» завершило с убытком в размере 4,689 млрд тенге. Уже тогда руководство компании сетовало на то, что антикризисные меры государства не помогают действующему бизнесу.

Тогда генеральный директор АО «Vita» Петр Потапов главными авторами убытков компании называл финансовую полицию и банковскую систему страны, когда в течение года компания не могла получить оборотный капитал, а последние два месяца 2009 года ее счета были арестованы финполицией (в рамках расследования о нецелевом использовании кредита – «Къ»).

Компания обращалась с запросами в финпол, в прокуратуру г. Астаны, которая санкционировала арест предприятия, в партию «Нур Отан», Минсельхоз, МИТ, Союз производителей пищевой продукции, в Национальную экономическую палату Казахстана, Союз «Атамекен», к акиму г. Алматы, но нигде не нашла поддержки, так как данные организации отмечали, что правоохранительные органы действуют в рамках закона. «Но не в рамках целесообразности», – убежден Петр Потапов.

В итоге убытки 2009 года «съели» основной капитал, который сократился до 6 млрд тенге.

Руководство компании много раз задавало вопрос, как действия госорганов согласуются с программой ФИИР, если во время кризиса «подводят под монастырь» такое крупное и успешное предприятие. «Нам дали понять, что наша работа кому-то в стране не нравится. Мы чувствуем невидимую руку, которая тянется к нашему горлу, и это не рука рынка», – утверждал глава компании.
Отметим, за январь-сентябрь 2010 года чистый убыток казахстанской компании Vita составил 3,982 млрд тенге, что на 54,2% больше аналогичного показателя предыдущего года.

В этом году ситуация усугубилась. Так, 26 января специализированный межрайонный экономический суд Алматы принял решение о признании АО «Vita» банкротом. Решение суда должно вступить в силу по истечении 15 суток со дня вручения копии решения, если оно не было обжаловано или опротестовано. Представителями компании Vita копия решения была получена 3 февраля 2011 года. Иск о признании Vita банкротом был подан НПФ «Грантум», страховыми компаниями и другими фининститутами.

Как пояснил «Къ» генеральный директор АО «Vita» Петр Потапов, в срок до 18 февраля 2011 года данное решение будет обжаловано в вышестоящей инстанции.

«Мы планируем это решение опротестовать, но спешить не будем – возможно, подождем «Программы финансового оздоровления средних и крупных предприятий, имеющих важное значение для экономики Казахстана»», – говорит Петр Потапов.

Фонд «Грантум» со ссылкой на данные Казахстанской фондовой биржи сообщал, что АО «Vita» допустило дефолт по выплате основного долга и вознаграждения за десятый купонный период по четвертому выпуску облигаций, основной долг по которому составляет 5 млрд тенге, а также не выплатило вознаграждение за восьмой и девятый купонные периоды по пятому выпуску облигаций, основной долг по которому составляет 6 млрд тенге.

Задолженность компании перед БЦК, БРК, КазАгро, пенсионными фондами и другими организациями составляет $210 млн. По словам генерального директора Vita, на эти деньги построены или реконструированы 4 завода. Продажа даже одного из них – АО «Ак-Суу Вита» в Кыргызстане, имеющего рыночную цену более $200 млн, может покрыть этот долг.

Аналитики «БТА Секьюритис» прогнозируют нехватку активов АО для погашения долгов перед кредиторами 5-й очереди, в связи с полным залогом имущества эмитента в банках, требования которых будут удовлетворяться в 3-ю очередь.

В случае неблагоприятного исхода для компании активы Vita уйдут залоговым кредиторам, то есть БЦК, БРК, КазАгро и другим. Пенсионная система потеряет 11 млрд тенге, но, по словам гендиректора компании, их рано или поздно выплатит государство. Беззалоговым кредиторам получить в случае банкротства будет нечего.

Петр Потапов также поясняет, что компания пыталась провести процедуру реструктуризации долгов. С марта 2010 года был сформирован и неоднократно собирался комитет кредиторов на площадке АФК, однако, по его словам, процесс был блокирован АО «Страховая компания Евразия», несмотря на то, что она владеет только 2,2% задолженности совместно с «Евразийским пенсионным фондом».

По мнению аналитиков «БТА Секьюритис», такая ситуация сложилась в связи с тем, что, по некоторым данным, АО «Vita» последние годы активно выводило свое имущество в дочерние и зависимые предприятия, в том числе за рубеж, и есть вероятность обнаружения такого имущества у третьих лиц, аффилированных либо состоящих в сговоре с нынешним руководством АО «Vita». В этом случае существует возможность либо продажи дочерних предприятий как имущественных комплексов, либо признания недействительными договоров по выводу имущества из числа активов АО «Vita» с включением его в конкурсную массу.

Аналитики убеждены, что компанию до состояния банкротства довела слишком агрессивная стратегия развития, направленная на покупку новых активов, а не на доведение до ума имеющихся, не подкрепленная, в свою очередь, финансовыми возможностями компании и акционеров.

В кризисных условиях эмитент не смог обслуживать финансовые долги, в несколько раз превышающие собственный капитал. В результате ряд кредиторов посчитал, что компания не способна отвечать по своим обязательствам при текущем положении дел в бизнесе.

В «БТА Секьюритис» считают, что компании необходима не просто реструктуризация имеющихся финансовых долгов, а весьма значительные средства для реанимации производства. На новые инвестиции в бизнес компании никто из кредиторов, даже залоговый кредитор – АО «Банк ЦентрКредит», не готов.

«По сути Vita вела и продолжает вести проектно-кредитный бизнес. То есть разработка и пиар проекта, под который привлекаются денежные потоки, первичное освоение потока, затем «не доведя до ума» старый проект, начинается раскрутка и пиар нового, по которому привлекается новый денежный поток, идущий на погашение кредитов по предыдущему и так до бесконечности. По сути такая схема схожа с экономической пирамидой, в отличие от которой расходу средств придается вид целевых трат на производство. То, что Vita предлагает сейчас, ни что иное, как продолжение роста пирамиды, то есть новые кредиты, проекты, без освоения и доведения старых», – убеждены аналитики.

Избежать ситуации близкой к банкротству, по мнению экспертов, можно было, сменив руководство компании лет 5 – 7 назад.

«То, что произошло с компанией, это экономический коллапс, то, что рано или поздно случается с любой пирамидой. АО «Vita» само виновато в создавшейся ситуации. Вытаскивать компанию из нее, исправлять грубые ошибки менеджмента никто не обязан, ни кредиторы, ни государство», – резюмируют аналитики.

АО «VITA»Компания располагает единственным в регионе заводом по глубокой переработке сои, рапса и производству растительных масел ТОО «Vita Industry», одним из крупнейших в СНГ заводов по производству пищевых соевых белков ООО «ВитаРос» (Нижний Новгород), заводом глубокой переработки кукурузы на глюкозо-фруктозные сиропы, а также сахарным заводом АО «Ак-Суу Вита» (Бишкек) и молочным заводом ООО «Елимай» (г.Токмак, Киргизия).

АкционерыПо состоянию на 1 января крупнейшим акционером компании с пакетом в 61,13% акций является ее генеральный директор Петр Потапов. 18,53% акций принадлежит Евгению Кнабику, 7% – Евгению Булаху, 5,41% – Елене Терещенко.

Читайте также