Из изначально подавших заявки 22 кандидатов в итоговый шорт-лист попали лишь четверо. Это, помимо президента страны Нурсултана Назарбаева, лидер партии патриотов Казахстана Гани Касымов, лидер общественного экологического движения «Табигат» Мэлс Елеусизов и секретарь Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков.
Именно эти четверо сумели выполнить необходимые для регистрации процедуры – собрать 91 тыс.у подписей избирателей в поддержку своего выдвижения и внести избирательный взнос в сумме 799 950 тенге. Собравший 115 тыс.подписей претендент в кандидаты Мусигали Дуамбеков вчера снял свою кандидатуру. Поскольку никакой интриги в вопросе о том, кто победит 3 апреля нет, экспертов и элиту занимает вопрос – что будет после выборов.
Напомним, что изначально свое желание стать президентом Казахстана изъявили 22 человека. Однако 11 из них не прошли даже первый барьер, то есть не сдали или отказались от сдачи экзамена на знание казахского языка. Из оставшихся 11 претендентов необходимые условия для регистрации выполнили лишь 5 человек. Они смогли собрать в поддержку своего выдвижения более 91 тыс. подписей избирателей пропорционально не менее чем в 11 регионах Казахстана. Однако собравший, по его словам, 115 тыс. подписей лидер незарегистрированной экологической партии «Менин Казахстан» Мусигали Дуамбеков вчера снял свою кандидатуру, мотивируя это тем, что в трех регионах: Атырау, Алматы и ВКО на членов его штаба и людей, которые поставили в его поддержку подписи, оказывается давление. «Я уже два дня вынужден находиться у телефона, поскольку мне постоянно звонят из этих регионов и сообщают, что к ним приходят люди, которые интересуются, правда ли они поддержали мое выдвижение, кто конкретно расписывался в бюллетенях», – сообщил Мусигали Дуамбеков. «Люди напуганы, и чтобы не создавать им проблем и сохранить активистов нашей партии, я принял решение снять свою кандидатуру», – пояснил он мотивы своего поступка. Мусигалы Дуамбеков считает, что территориальные избирательные комиссии предвзято отнеслись к проверке его подписных листов, а ЦИК никак на это не прореагировал. Отвечая на вопрос «Къ» с чем связано такое предвзятое отношение, он заявил, что «это имеет больше исламские, ваххабитские корни. У ваххабитов есть один аллах и один пророк, они не должны иметь рядом с собой спутников».
Что касается остальных кандидатов, прошедших регистрацию, то, безусловно, успешный сбор подписей ветеранами президентских избирательных компаний лидером партии патриотов Гани Касымовым (участвовал в выборах 1999 года) и лидером движения «Табигат» Мэлсом Елеусизовым (участник выборов 1999, 2005 года) вызывает вопросы.
Им удалось набрать 99 тыс. 728 подписей и 97 тыс. 830 подписей соответственно, хотя на прошедших парламентских выборах Партия патриотов набрала лишь 0,74 голосов избирателей (то есть за нее проголосовало чуть более 44 тыс. граждан), а Мэлс Елеусизов в 2005 году набрал 0,28% (18 834 голоса избирателей).
«Я думаю, что здесь сработал принцип «Асар». То есть всем миром помогали, и «Нур Отан», и другие организации», – считает лидер партии «Ак Жол» Алихан Байменов. Еще более жестко оценивает ситуацию сопредседатель ОСДП «Азат» Булат Абилов. «Я знаю, что на прошлых выборах за этих кандидатов собирали подписи представители акиматов, а в этот, мне кажется, подписи даже никто не собирал», – считает Болат Абилов, ссылаясь на опыт «референдума». По словам Болата Абилова, когда представители ОСДП «Азат» обратились в ЦИК с просьбой вывесить на сайт списки подписавших обращение граждан, ЦИК им отказал, сославшись на то, что через три месяца он эти документы уничтожает. «Я уверен, что и сейчас подписные листы никто не покажет. А вообще без помощи административного ресурса собрать практически за неделю такое количество подписей в условиях Казахстана невозможно», – считает Болат Абилов. «Мы все люди взрослые и понимаем, что без включения административного ресурса, без хороших отношений с избиркомом такое, конечно, невозможно, – считает политолог Айдос Сарим, – поэтому консервативно- политтехнологическими усилиями был сформирован достаточно репрезентативный список, в котором 3 претендента из четырех принимали участие в предыдущих выборах. Для Запада это вполне приемлемый показатель».
Несмотря на то, что агитационная компания стартует только сегодня, двое из четырех кандидатов уже сделали заявления. Так, Нурсултан Назарбаев заявил, что не будет вести агитационную компанию, а секретарь КНПК Жамбыл Ахметбеков, напротив, объявил, что будет проводить активную работу, используя при этом современные технологии. «В Казахстане насчитывается 4,3 млн пользователей Интернета, и этот ресурс я намерен использовать в своей предвыборной агитации. Прежде всего, для этого я организую сообщества в свою поддержку в «Моем мире», «Одноклассниках» и на других ресурсах, а также создам свой блог», – заявил Ж. Ахметбеков вчера представителям масс-медиа. При этом все кандидаты, исключая Нурсултана Назарбаева, фактически объявили, что собираются участвовать в избирательной кампании «за компанию», то есть вести борьбу за второе место. По мнению Мэлса Елеусизова, «второе место будет для него хорошим результатом», и его амбиции ограничиваются 5% голосов избирателей. Лидер Союза «Табигат» решил участвовать в выборах на пост главы государства по нескольким причинам. Во-первых, чтобы реализовать свое конституционное право избирать и быть избранным, во-вторых, чтобы расшевелить население, которое, по мнению Мэлса Елеусизова, слишком пассивно, и, в-третьих, поднять экологические проблемы, ставшие сегодня «главными вопросами выживания для всего человечества».
Поскольку в отношении итога избирательной кампании нет иллюзий даже у оппонентов нынешнего главы государства, то основная интрига, стоящая на повестке дня, вопрос о том, что будет после 3 апреля. «Одной из главных задач администрации президента будет проведение достаточно честных выборов», – считает Айдос Сарим. «Получить несколько строк в отчете ОБСЕ о том, что в Казахстане достигнут прогресс в проведении выборов – это задача-максимум. Кроме этого, учитывая, что Елбасы впервые в таком статусе идет на выборы, важно будет не омрачить ему триумфа», – считает политолог. Он убежден, что после выборов произойдет «переформатирование политического поля в Казахстане». «Произойдут, скорее всего, слияния и поглощения, в результате останутся на политической арене 2-3 партии. Кроме того появится осознание, что процедуру выдвижения кандидатов в президенты необходимо привязать к политической системе», – полагает Айдос Сарим.
По мнению Алихана Байменова, этот состав кандидатов позволяет как 20 лет назад провести президентские выборы без использования административного ресурса. Он также считает, что после выборов «какие-то реформы будут проведены. И не только потому, что надежда умирает последней, но и потому что этого требует сложившаяся ситуация».
Сопредседатель ОСДП «Азат» Болат Абилов, напротив, настроен пессимистически. «Я думаю, что гораздо больше пессимизма сейчас в оценке возможности каких-то перемен. Поскольку вектор развития Казахстана последние годы стабильно негативный как в политической, так и в экономической и социальной сфере», – считает Болат Абилов.
Кандидатам достанется немного4 миллиарда 706 миллионов тенге выделено из резерва правительства на проведение досрочных выборов президента. Это на 1 млрд 681 миллионов тенге больше, чем 2005 году.
На проведение кампании для зарегистрированных кандидатов из бюджета запланировано выделить чуть более 6 млн тенге.