Вероятность реализации ФИИР при высоких ценах на нефть
В 2010 году сектор энергоносителей демонстрировал худшую динамику, чем рынки других сырьевых товаров. Однако в 2011 году цены на нефть начали ценовое ралли, подстегиваемое нестабильностью на Ближнем Востоке.
Нефть на биржах в Лондоне и в Нью-Йорке за прошедший месяц резко подорожала. При этом официальная цена нефти Brent впервые с августа 2008 года подскочила выше отметки $115 за баррель.
По итогам торгов в начале марта 2011 года официальная цена нефти WTI (Light Sweet) на срочной товарной бирже New York Mercantile Exchange (NYMEX) в Нью-Йорке впервые с сентября 2008 года установилась выше психологического уровня в $100 за баррель.
По итогам торгов 3 марта цена нефти марки Brent составила $114,79 за баррель, стоимость американской марки WTI — $101,91 за баррель.
Цены на нефть начали рост на фоне опасений распространения общей нестабильности в Северной Африке и Ближнем Востоке на Саудовскую Аравию или Кувейт. Эти страны располагают значительными запасами нефти, нежели Ливия, и беспорядки в них могут оказать более ощутимое и негативное влияние на мировой рынок нефти и на всю мировую экономику.
Обычно Ливия добывает около 1,6 млн баррелей нефти в сутки, в настоящее время объем добычи сократился до 700-800 тыс. баррелей.
Рынок продолжит лихорадить в любом случае, даже если Саудовская Аравия предложит дополнительных
1,5 миллиона баррелей в день. Опасения вызывает истощение ее резервных мощностей, а не падение добычи в Ливии.
Фундаментальные факторы также оправдывают рост цен. В 2010 году спрос вырос на 2 миллиона 800 тыс. баррелей в день – это самые быстрые темпы роста с 2004 года. В 2011 году, по прогнозам Bank of America, спрос вырастет еще на полтора миллиона, а во второй половине года резервные мощности ОПЕК истощатся до минимальных значений.
На сегодняшний день излишки добычи составляют всего 5 миллионов 700 тыс. баррелей в день, в 2011 году ожидается ее снижение до 4 миллионов, а в 2012 году, по прогнозам Morgan Stanley, – уровня 2007–2008 годов. Стоит отметить, что прогнозы цен на нефть на этот год не предполагали рост цен свыше $100 за баррель. Аналитики Raiffeisen предсказывали цены на уровне $92 и прогнозировали в 2011 году увеличение спроса на нефть примерно на 1,5% (см. таблицу 1).
Пока в регионе Северной Африки и Ближнего Востока царит неопределенность, существенное снижение цен представляется маловероятным. При таких тенденциях цены на нефть могут только расти.
По мнению РА РФЦА, в текущем году стоит ожидать удержания цен на нефть в пределах свыше $100 за баррель, но ниже 120. Рост цен свыше $150 возможен лишь при возникновении нестабильности в стране главного нефтяного экспортера – Саудовской Аравии.
По мнению РА РФЦА, рост цен на энергоносители свыше $120 негативно отразится на темпах роста для мировой экономики, а также создаст проблемы для экспортеров сырья.
Высокие цены на нефть также несут еще одну потенциальную опасность для экспортеров природных энергоресурсов: чрезмерно высокие цены на нефть стимулируют развитие альтернативных источников энергии.
В частности, даже недавний уровень в $90 за баррель сделал достаточно рентабельной разработку битумных сланцев. А если цены подскочат до $200-220 за баррель, то, как предсказывают некоторые аналитики, можно будет всерьез говорить о целесообразности использования в промышленных масштабах ветряной или солнечной энергии.
Для Казахстана повышение нефтяных цен открывает исключительно приятные перспективы, но создает основу для будущих диспропорций.
В соответствии с сценарием «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2011 год» Национального банка РК при цене на нефть в $80 темпы экономического роста в Казахстане в 2011-2013 годах ожидаются на высоком уровне — около 5% (таблица 2).
При более высоком уровне экспортных доходов, при высоких ценах на нефть и фиксированных объемах трансферта в республиканский бюджет ускорятся темпы роста иностранных активов Национального фонда РК.
Также ожидается более высокий совокупный спрос, в том числе на импортные товары, благодаря росту благосостояния. В итоге профицит общего платежного баланса будет более умеренным, хотя темпы роста экспорта будут превышать темпы роста импорта.
Спрос на деньги также окажется более высоким по сравнению с периодами низких цен на нефть. При этом
в 2011 году ожидается значительный рост номинального ВВП, темпы которого в 2012-2013 годах стабилизируются.
По мнению РА РФЦА, для республики дорогая нефть не является стопроцентно позитивным фактором, так как высокие нефтяные цены способствуют притоку валютной выручки и спекулятивного капитала в страну, что увеличивает давление на национальную валюту. Ввиду положительного сальдо платежного баланса высока вероятность укрепления национальной валюты, что и наблюдается в настоящий момент.
Но главная опасность высоких цен на нефть заключается в ее способности породить чрезмерный оптимизм и уверенность в неизменности роста цен, что закономерно снизит темпы реализации правительством планов развития и, как следствие, отразится на государственной программе форсированного инновационно-индустриального развития, которая ставит задачи ускоренной диверсификации экономики и обеспечения устойчивого роста Республики Казахстан.