Исламский банкинг отбирает проекты
Исламские инвестиционные группы готовы вкладывать в казахстанские проекты миллиарды долларов, однако в данный момент они обдумывают, куда вложить средства.
Казахстанская делегация во вторник презентовала проекты исламским инвестиционным группам. Главный экономический советник МИНТа Ерлан Байдаулет назвал презентацию уникальным событием, ибо в Казахстане впервые в таком масштабе были представлены «конкретные проекты и конкретные инвесторы».
Инвестиционный банк Бахрейна Elaf Bank рассматривает возможность инвестирования в экономику Казахстана от миллиона до миллиарда долларов, сказал корреспонденту «Къ» исполнительный директор банка Джамиль Эль Джеруди. Банкир не назвал более точных цифр, так как, по его словам, объемы финансирования будут зависеть от проектов, которые заинтересуют банк.
Наибольший интерес для банка представляют агрокомпании, причем не только крупные холдинги, но и малые и средние сельхозпредприятия. «Мы не только инвестируем, но и помогаем встать на ноги бизнесу», – подчеркнул доктор Джеруди.
Помимо сельского хозяйства, в которое арабские инвесторы традиционно готовы вкладываться, крупную группу саудовских инвесторов Homeland Development Group интересуют казахстанский нефтегазовый комплекс, нефтехимия и туризм.
Алхаммад Алжаеиди, глава группы, отметил, что особенно интересен для инвестирования рынок пшеницы.
– Сейчас мы изучаем рынок Казахстана, и нас интересует пшеница, так как мы считаем, что в ближайшем будущем именно пшеница станет вторым продуктом после нефти – ее цена стабильно растет. Наша компания нацелена на выращивание продовольствия вне Саудовской Аравии, мы также инвестируем в хранилища пшеницы в нашей стране. Кроме того, мы намерены обсуждать строительство в Казахстане большого индустриального города для переработки нефтехимической продукции.
Судя по оживленным переговорам представителей группы с руководством строительной компании «Астана Трейд Интернэшнл», вполне возможно, саудовские бизнесмены не оставят без внимания и строительный сектор. Тем более, проект одного из жилых комплексов в Астане включает в себя мечеть – в исламском банкинге духовная составляющая не менее важна, чем успех в бизнесе.
Ранее в беседе Ерлан Байдаулет подчеркивал, что исламские финансы не являются сектором сами по себе (что произошло с рынком западного капитала). Они обслуживают реальный сектор, продукт которого не нарушает моральных установлений, «служат совершенствованию жизни человека и развитию экономических задач».
Представитель Исламской корпорации по развитию частного сектора (ICD, частное подразделение Исламского банка развития) с капитализацией в размере $ 2 млрд планирует создать в Казахстане финансовый банк и открыть ипотечную организацию.
Корпорация имеет акции в лизинговых и инвестиционных компаниях более чем в 20 странах мира и на данный момент уже проинвестировала 156 проектов на сумму $1,5 млрд. По расчетам, к 2020 ею будет создан млн рабочих мест.
«В Казахстане нас интересуют проекты в финансовом, нефтегазовом и железнодорожном секторах, также мы можем помочь вам в выпуске сукук (исламские облигации без фиксированного процента, доходностью является доля от прибыли заемщика, если он сможет ее заработать – «Къ»), так как являемся консультантами по выходу на IPO», – пояснил представитель ICD.
О том, как растет потенциал исламского финансирования в республике, рассказал советник из International Islamic Trade Finance Corporation (ITFC) Мухаммад Икбал Азад. Корпорация входит в состав Исламского банка развития, и ее уставной капитал составляет $ 3 млрд.
Корпорация специализируется в республике на торговом финансировании, и если в 2008 она профинансировала проектов на $10 млн, то только за 3 месяца этого года в казахстанских бенефициаров вложено уже $160 млн. Тем не менее, ITFC намерена развивать в Казахстане сектор исламского финансирования, предоставляя полный спектр исламских финансовых инструментов.
Группа малазийских компаний ar-Raudah Biotech Farm Sdn Bhd готова вложиться в IT, биотехнологии и туризм. Mubadala Group, принадлежащая правительству Абу Даби и имеющая активов на $1,5 млрд практически во всех странах мира, интересуется казахстанской энергетикой, промышленностью, аэрокосмическими технологиями, IT, гостиничным бизнесом, здравоохранением, строительством и морской логистикой. Как отметила Адема Жанасова, региональный менеджер группы, инвестировать Mubadala предпочитает в крупные долгосрочные проекты.
В исламских финансах многие эксперты видят альтернативный источник ресурсов для развивающихся стран, особенно в условиях кризиса, когда западные кредиты стали менее доступными и более дорогими.
Алхаммад Алжаеиди заметил, что еще 35 лет назад его учитель экономики, профессор, назвал исламскую экономику экономикой будущего для всего мира, потому как «она защищает права отдельного человека и сообщество в целом».
Однако Абдельгадир Гхалиб из бахрейнской инвестгруппы CIMB Middle East заметил, что арабским инвесторам нужны гарантии сохранности их капитала.
– Казахстан – хорошее место для инвестиций, и вам их нужно много – дороги, сельское хозяйство, аэропорты. Однако чтобы приходили мощные инвестиции, нам нужны надежные правительственные гарантии и законы, защищающие инвесторов. Наша группа изучает возможности инвестирования в Казахстан, мы сначала профинансируем небольшие проекты, посмотрим на результат, и если опыт окажется удачным, будем вкладываться все больше и больше.
Доктор Гхалиб назвал зарубежных инвесторов «пугливыми» – потому как они внимательно следят за политической и экономической обстановкой в стране и в случае нестабильности спешат покинуть регион. Хотя, подчеркнул инвестбанкир, есть опыт Дубая, куда, несмотря на кризис, инвесторы продолжают вкладываться, так как правительство Абу Даби дало гарантии возврата займов и вложений. «Казахстану нужно нечто подобное», – считает он.
Возможности для открытия в Казахстане исламских банков и инвестфондов, а также выпуска исламских ценных бумаг, дал закон об организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования, принятый в феврале 2009 года.
По данным РФЦА, мировой рынок исламского финансирования ежегодного растет на 15% и является самым быстрорастущим в мире. Исламский банкинг практикуют более 400 финансовых институтов мира, его годовые обороты составляют около $750 млрд.
В Европе для определения исламского финансирования используется термин «этический банкинг». Он подчеркивает, что вероисповедание, несмотря на термин «исламский», на самом деле не имеет приоритета.
В Малайзии, Франции или Великобритании большинство пользователей услуг исламских банков – не мусульмане. К примеру, исламская ипотека (свободная от процентных начислений) особенно активно развивается в тех регионах Великобритании, где мусульманских сообществ практически нет – в Уэльсе и Шотландии.
Исламское финансирование практикуется как в странах с юридической системой, полностью отвечающей нормам шариата (Иран, Саудовская Аравия, Судан), в странах с частично-исламской юридической системой (Малайзия, Бахрейн, Пакистан), так и в светских странах (Великобритания, Сингапур, США и других).