Последствия землетрясения и цунами в Японии 11 марта для мировой экономики могут быть едва ли не серьезнее, чем для самой Японии. Первые комментарии японского правительства дают понять: для борьбы с возможной рецессией Токио задействует стандартные схемы – рост госдолга, стимулирование потребления, переориентацию внешних инвестиций на внутренний рынок. Само по себе это не станет шоком для других экономик мира, но отчасти снизит устойчивость мировой финансовой системы перед любыми другими потрясениями 2011 года.
Власти Японии начали операцию по предотвращению последствий для экономики страны событий 11 марта уже через сутки. В субботу, 12 марта, для предотвращения финансовой паники ЦБ Японии предоставил 13 банкам северо-восточных префектур страны $670 млн экстренной финансовой поддержки, 13 марта он заявил о готовности вбросить ликвидность в банковскую систему в целом на уровне до $25 млрд уже на начавшейся неделе. Одновременно ЦБ и правительство страны заявило о готовности подавлять попытки «спекуляций» на финансовом и фондовом рынках Японии.
На данный момент масштабы финансовой помощи выглядят в масштабах экономики Японии как крайне умеренные (ВВП Японии в 2010 году, по оценкам МВФ, составил $5,4 трлн, это 8,7% мирового ВВП, третья после США и КНР экономика мира) при том, что фондовый рынок отреагировал крайне болезненно: индекс Nikkei c 11 марта упал на 19%. Несмотря на то, что на словах правительство Японии уже сравнивало ее с послевоенным разрушением Японии в 40-х годах XX века. Сравнивая с последствиями с землетрясением в Кобэ в 1995 году, последствия той катастрофы оценивались для экономики Японии в 2,5% ВВП Японии (в то время это составляло около $122 млрд). Также следует уточнить, что общий объем производства и сферы услуг в префектуре Мияги, наиболее пострадавшей от нынешней катастрофы, составляет 1,7% от всего японского ВВП.
Пока предельные оценки снижения ВВП Японии в 2011 году из-за землетрясения и цунами – 3% ВВП, умеренно пессимистичные аналитики инвест-банка Nomura оценивают возможное снижение его в пределах 2-3% ВВП. Анализы строятся на том, что регион Тохоку, в основном затронутый катастрофой в 2011 году, дает около 8% промпроизводства Японии, регион Кобэ, где разрушения в 1995 году были вдвое серьезнее, – около 4%. Практически все аналитики сходятся в том, что в первом полугодии 2011 года ВВП Японии будет падать. Сокращение производства ВВП затронутой части страны и проблемы в электроэнергетике приведут экономику к рецессии по итогам 2011 года – рост ВВП Японии в 2010 году составлял 1,5%. Но аналитики отмечают: за счет вложений в инфраструктуру, репатриации японских капиталов, стимулирующих мер правительства страны в конце 2011 – начале 2012 года может последовать всплеск промпроизводства.
Конечно, есть определенные риски, связанные с высокой долговой нагрузкой страны. Возможно, наращивание госрасходов имеет определенные ограничения. Внешний долг Японии составляет примерно 200% ВВП, есть определенные проблемы и с дефицитом бюджета. В январе агентство S&P уже понизило рейтинг Японии до «АА-» с «AA» из-за высокого уровня госдолга. Если суверенные рейтинги продолжат снижаться, справиться с долговой нагрузкой будет еще сложнее. Но пока агентства признаков бюджетного кризиса в Японии не наблюдают.
Долговая позиция ряда стран – это одно из долгосрочных опасений. Но в случае с Японией этот риск не является чрезмерно высоким. Дело в том, что значительная часть долга достаточно долгосрочная. И не всегда корректно прямо сравнивать фактор отношения долга к ВВП у разных стран. Например, в Японии и в других странах, где доля краткосрочного долга значительно выше, чем у японцев.
При этом влияние происходящего на партнерские экономики (крупнейшими торговыми партнерами Японии являются США, Китай, ЕС, Корея, Тайвань и Австралия) и финансовые рынки может быть значительнее, чем на экономику Японии: нестабильность в Японии может вызвать снижение мирового автопроизводства, зависящего от японских поставок автокомплектов и запчастей. Возможны перебои в поставках уникальной продукции японской химии и машиностроения, промэлектроники. Критическая ситуация на крупнейшей АЭС Фукусима уже привела к падению котировок акций урановых компаний, так за 15 марта акции Uranium One упали на 25%, Cameco Corp на 15%, и мы считаем, что в краткосрочной перспективе давление в сторону понижения будет продолжено. Вероятен сценарий, при котором с закрытием японских АЭС и ряда НПЗ может возрасти потребление Японией нефти и нефтепродуктов – коррекция цен на них может обернуться ростом нефтяных котировок, а это усиливает угрозы снижения мирового роста в 2011 году вследствие любых других проблем, в первую очередь из-за продолжающегося долгового кризиса в ЕС.
На данный момент мы считаем, что нервозность на рынках постепенно уляжется, и они будут все больше реагировать на сигналы о восстановлении японской экономики. Пока еще нет точных оценок понесенного ущерба. Азиатские фондовые рынки снижаются, при этом инвесторы продают акции выборочно, и ситуация на мировых фондовых площадках может выправиться достаточно быстро.