Казахстан впервые ввел в законодательство понятие «национализация», пообещав прибегать к ней «в крайних случаях» и выплачивать инвесторам компенсации, сообщает Reuters.
«Национализация — это процесс изъятия имущества, который используется только в чрезвычайных случаях, когда все другие формы изъятия или согласования с собственниками имущества исчерпаны», — сообщила министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова после заседания правительства РК, где был презентован принятый закон.
По словам Айтжановой, власти могут прибегнуть к национализации только в случае возникновения «угрозы национальной безопасности» страны.
«По каждому конкретному предприятию или имуществу, которое национализируется, будет готовиться отдельный законопроект», — приводятся слова министра в сообщении.
В законе оговорено, что государство выплатит рыночную единовременную компенсацию в течение двух месяцев после подписания акта о национализации. Это создает предсказуемый инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для отечественных компаний, отметила Жанар Айтжанова.
Как сообщает источник, с 2009 года Астана ведет спор с иностранным консорциумом, ведущим добычу на гигантском нефтегазоконденсатном месторождении Карачаганак. Власти стремятся получить долю в проекте, где операторами выступают британская BG и итальянская Eni, доля каждой составляет 32,5%. Еще 20% принадлежит американской Chevron, 15% — ОАО «Лукойл».
В 2008 году после четырех лет спора Астана удвоила свою долю до 16,81% в другом гигантском нефтяном проекте — Кашаган.
По словам Айтжановой, принятие закона, регулирующего национализацию, не связано напрямую со спором вокруг Карачаганака.
«(Говорить, что) положения данного закона будут касаться тех или иных сделок, которые сейчас происходят, это, наверное, еще преждевременно. Но в то же время, в реализации этого закона, когда будут описаны конкретные случаи по определению национальной, экономической безопасности, тогда это наверное будет касаться», — приводятся слова министра в сообщении.