Инвестиции

ENRC не боится жаркого зимбабвийского лета

Правительство Зимбабве затягивает гайки иностранным инвесторам. Теперь, для того чтобы работать в стране, компании должны продать 51% своих акций местным структурам или коренным зимбабвийцам. Казахстанская ENRC в Зимбабве в прошлом году купила 60% платинового проекта Bokai. Как пояснили «Къ» в компании, данные меры ее не затронут.

Правительство Зимбабве затягивает гайки иностранным инвесторам. Теперь, для того чтобы работать в стране, компании должны продать 51% своих акций местным структурам или коренным зимбабвийцам. Казахстанская ENRC в Зимбабве в прошлом году купила 60% платинового проекта Bokai. Как пояснили «Къ» в компании, данные меры ее не затронут.

Президент Зимбабве Роберт Мугабе пояснил это решение заботой о народе, сообщает Agence France-Presse. «Мы забираем нашу страну назад… Слушайте, Великобритания и Америка, это наша страна. Если ваши компании хотят работать в нашем горнодобывающем секторе, мы любезно пригласим их работать, но наш народ должен быть основным акционером», – заявил он 27 марта.

Распоряжение, в частности, касается таких международных гигантов, как Anglo American и канадской Rio Tinto, отмечает Bloomberg.

Роберт Мугабе, отметивший меньше двух недель назад 87-й день рождения, дал иностранным инвесторам 45 дней на то, чтобы объяснить, кому они передадут по 51 % акций своих «дочек», работающих в Зимбабве, тогда как сама передача должна завершиться в течение полугода. В противном случае он пригрозил компаниям, в том числе горнодобывающим, насильственной национализацией.

Покупателями же этих акций может стать «Зимбабвийская корпорация развития горнодобычи», а также специально созданные для этого компании, сотрудников которых включат в программу распределения акций, и, наконец, государственный фонд индигенизации и расширения экономических прав.

При этом стоимость продаваемых долей и размер всех сопряженных с этим расходов для компаний будут подсчитывать местные власти, пишет зимбабвийская пресса.

Такие правила являются частью закона о приоритетном вхождении коренного населения в состав акционеров компаний, ведущих бизнес в стране. Однако изначально закон касался лишь тех компаний, стоимость которых превышает $500 тыс. Новые правила касаются горнодобывающих предприятий со стоимостью выше $1, то есть всех.

В прошлом году казахстанская Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC) через поглощение южноафриканской Camrose Resources Limited (CAMEC) стала владельцем 60% платинового проекта Bokai в Зимбабве. Инвестиции в этот проект изначально признавались высокорискованными, собственно, как и большинство проектов в Африке.

«Естественно, что ENRC учитывал это при покупке. Сама компания CAMEC оценивала Bokai в $200 млн – около 20% от той цены, за которую группа ENRC купила CAMEC», – отмечает ведущий эксперт инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.

Что касается ценности проекта для ENRC, то естественно, что месторождение платиновой группы металлов (МПГ), имеет не последнее значение. К тому же группа в прошлом году приобрела пакет акций компании Northam Platinum, также занимающейся разработкой месторождений МПГ в Африке. «Это позволяет предположить, что данное направление развития – добыча золота и других драгоценных металлов, – интересуют ENRC», – говорит эксперт.

Однако, по его мнению, этот актив считается не вполне профильными для ENRC, в результате потеря части проекта Bokai не будет катастрофичной для группы.

В самой же компании «Къ» ответили, что обращение зимбабвийских властей к корпорации ENRC не относится.

Котировки группы на LSE в день сделанного заявления снизились незначительно, впрочем, как и котировки Rio Tinto. Акции же других горнодобывающих компаний, работающих в Зимбабве, – Aquarius Platinum, Lonrho, Anglo American – отреагировали на решение властей страны значительным падением.

«Правительство Зимбабве владеет 40% пакетом в проекте Bokai через Zimbabwe Mining Development Corporation, поэтому в данное время сложно сказать, будет ли иметь негативные последствия распоряжение президента Мугабе для данного проекта. Он находится на ранней стадии развития и не имеет большого влияния на оценку ENRC», – отметил в разговоре с «Къ» аналитик «Тройки Диалог Казахстан» Заурбек Жунисов.

«Скорее всего, речь идет об общей национализации горнодобывающего сектора Зимбабве. Американские и британские компании, судя по всему, приводятся здесь (в цитате Мугабе – «Къ») как самые крупные, однако национализация, видимо, коснется всех без исключения. Учитывая фигуру зимбабвийского лидера и в целом политическую обстановку в Зимбабве – это вполне вероятно», – считает Сергей Воскресенский.

Мугабе не шутитЗимбабве обладает вторыми по величине запасами платины и хрома после ЮАР. Однако страна живет крайне бедно во многом из-за гиперинфляции, которая возникла из-за экономических реформ Мугабе. Он, в частности, устроил передел в сельском хозяйстве, передав фермы, принадлежавшие бывшим белым колонистам, черному коренному населению.
Реформы Мугабе, который возглавляет Зимбабве с конца 80-х, сопровождались грабежами, насилием и убийствами. ЕС и США в 2002 году ввели в отношении Зимбабве экономические санкции. По прогнозным данным на 2009 год, безработными в Зимбабве были 95% населения, большая часть из них живет за чертой бедности.