Research

Золотой мусор

К настоящему моменту на территории Казахстана накопилось 43 млрд тонн твердых бытовых отходов. Из них 600 млн тонн – токсичных. При этом ежегодно объем накапливаемых ТБО увеличивается на 700 млн тонн. Их утилизация в полезное вторичное сырье представляется перспективным направлением, как с точки зрения экономической привлекательности, так и экологической безопасности. Однако этот бизнес никак не может прижиться на казахстанских просторах. Виной тому, по мнению экспертов, является отсутствие в стране системы раздельного сбора мусора и стимулирующих мер со стороны государства.

К настоящему моменту на территории Казахстана накопилось 43 млрд тонн твердых бытовых отходов. Из них 600 млн тонн – токсичных. При этом ежегодно объем накапливаемых ТБО увеличивается на 700 млн тонн. Их утилизация в полезное вторичное сырье представляется перспективным направлением, как с точки зрения экономической привлекательности, так и экологической безопасности. Однако этот бизнес никак не может прижиться на казахстанских просторах. Виной тому, по мнению экспертов, является отсутствие в стране системы раздельного сбора мусора и стимулирующих мер со стороны государства.

Сегодня в Казахстане на каждого жителя приходится 2 тыс. тонн отходов в год. Для сравнения, в Германии аналогичный показатель составляет 400 кг в год. При этом, по данным Министерства охраны окружающей среды, переработке подвергается лишь 3-5%, или приблизительно 2,15 млрд тонн мусора. Остальная часть без сортировки на компоненты вывозится и складируется на открытых свалках, которых в Казахстане 4 525 (по данным Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства – «Къ»). Таким образом накопление промышленных и бытовых отходов становится одной из основных экологических проблем Казахстана.

При этом всего 307 полигонов (или 6,8%) являются узаконенными, то есть под них отведены соответствующие участки земель, получены положительные заключения санитарной и экологической государственных экспертиз, имеется разрешение на эмиссии в окружающую среду.

Соответственно, оставшиеся 93,2% полигонов не соответствуют требованиям природоохранного и санитарного законодательства республики.
Классический путь удаления отходов (контейнер – мусоровоз – свалка – рекультивация) сегодня неэффективен и, кроме того, потенциально опасен, поскольку даже тщательно обработанная и засыпанная почвой свалка является источником «свалочного газа», стимулирующего парниковый эффект.

Сжигать нельзя перерабатывать
Самый простой, но отнюдь не дешевый, а в долгосрочной перспективе проигрышный вариант решения проблемы – строительство большого мусоросжигательного завода (в настоящее время такая идея борьбы с мусором рассматривается в России – «Къ»).

С одной стороны, такой завод остановит расширение полигонов. Но больше никаких выгод от этого решения страна не получит, оно скорее ухудшит экологическую ситуацию. «Твердые бытовые отходы нужно только перерабатывать. Сжигать их ни в коем случае нельзя. Это чревато ухудшением экологической ситуации в стране. Такое решение проблемы ТБО хуже самой проблемы», – пояснил «Къ» депутат мажилиса Владимир Нехорошев.

На сегодня Казахстан отказался от этого пути. Как пояснил «Къ» главный эксперт Управления обращения с отходами Комитета экологического регулирования и контроля МООС Зуфухар Жолдасов, сжигание ТБО в республике категорически запрещено Экологическим Кодексом Республики Казахстан. «Несколько лет назад поступило предложение от предпринимателей Южной Кореи по строительству завода по сжиганию мусора и дальнейшему получению энергии в Усть-Каменогорске. Этот проект не прошел общественное слушание», – отметил собеседник газеты.

В этом свете плюсы переработки мусора становятся еще более очевидными. Во-первых, находит решение вопрос систематического расширения мест отходов. Во-вторых, существенно снижается экологическая нагрузка на местность. В-третьих, создаются новые рабочие места, что в некоторой степени решает вопрос трудоустройства населения.

Кроме того, переработка в случае грамотной организации становится прибыльным бизнесом. Оборот переработчиков в одной только Германии составляет 4,5 млрд евро в год.

Недействующее законодательство
По мнению аналитиков, на данный момент не реализованы даже существующие положения нормативно-правовых актов, которые охватывают широкий спектр проблем, связанных с обращением коммунальных отходов.

Меры административного взыскания (штрафы), предъявление претензий по возмещению ущерба за несанкционированное размещение отходов – один из решающих факторов реализации существующих требований.

По словам Ибрайхана Мусабаева, генерального директора ТОО «Ибрайхан и LTD», в Казахстане нет системы управления обращением отходами, чиновники на местах не заинтересованы в продвижении норм, регламентирующих утилизацию и переработку отходов, а в системе жилищного коммунального хозяйства нет структуры, которая занималась бы этими проблемами на уровне города.

«Сегодня создание комплексной системы управления обращения отходами и вторичными материальными ресурсами, введение раздельного сбора, создание Закона об отходах или совершенствование существующих нормативно-правовых актов, создание подзаконных актов не только является жизненно необходимым, а становится неизбежным», – считает он.

По словам г-на Мусабаева, необходимым элементом комплексного решения экологических проблем должно стать участие и поддержка бизнеса, госструктур, организаций всех форм собственности, всех групп населения, совершенный закон, безотходное производство, бережное отношение к природным ресурсам.

«Сейчас уполномоченные государственные органы не применяют адекватных мер воздействия к местным исполнительным органам. Нет ни одного факта предъявления штрафных санкций к акиматам, как юридическим лицам, ответственным за систему управления отходами. Нет ни одного факта привлечения к административной ответственности акимов поселков, городов», – говорит аналитик.

Эксперты убеждены, что для выделения соответствующих средств необходимо наличие принципиальной позиции всех министерств и ведомств, которые участвуют в согласовании годовых бюджетов областей, городов. Только в этом случае можно однозначно добиться выделения реальных по объему и предназначению сумм, направленных на создание условий по экологически безопасному обращению с отходами.

Направление на переработку
В настоящее время, по словам главного эксперта Управления обращения с отходами Комитета экологического регулирования и контроля МООС Зуфухара Жолдасова, некая положительная тенденция в решении проблемы ТБО в Казахстане наметилась: имеются организации, которые осуществляют производственную цепочку – сбор мусора, вывоз и его переработку. Такие предприятия, по его словам, функционируют в поселке Боровое, городе Кокчетав. В Алматы работает 20 мелких предприятий по переработке пластика, стекла и других бытовых отходов. В Астане функционирует завод по переработке шин. «Шины – это ценнейшее сырье. Из одной тонны шины при переработке можно получить до 700 кг резины, 160 кг металла, 170 кг текстиля. При этом одну только резину, полученную в ходе переработки, можно использовать в производстве резинотехнических изделий, благоустройстве, дорожном строительстве», – сказал «Къ» начальник коммерческого отдела ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling» Шынболат Байкулов, и добавил: «…если еще несколько лет назад вся эта продукция завозилась в Казахстан извне, чаще всего из России и Китая, то на сегодня внутренние потребности частично удовлетворяются нашим предприятием».

Новый проект разрабатывается и в Актау, где из мусора будет производиться биогаз и электрическое тепло. По словам старшего банкира отдела муниципальной и экологической инфраструктуры ЕБРР Екатерины Мирошник, проект находится на стадии разработки и к концу года планируется его запуск.

«Мы сейчас работаем в Актау, примерная стоимость проекта около $22 млн, мы вкладываем около $11 млн. Проект направлен на переработку муниципального мусора, который собирается именно с домохозяйств в городе Актау. Но и, конечно, промышленный мусор тоже будет перерабатываться. Мы сейчас ведем переговоры с рядом акиматов и тесно сотрудничаем с Министерством охраны окружающей среды по разработке стандартов для переработки мусора», – пояснила «Къ» г-жа Мирошник.

Однако на сегодня, по словам Зуфухара Жолдасова, данный рынок еще слабо развит. «Думаю, для повышения привлекательности этого вида бизнеса необходимо наладить систему раздельного сбора мусора среди населения», – отметил собеседник газеты.

Но, по мнению экспертов, для того, чтобы бизнес по переработке мусора прочно обосновался на казахстанской земле, необходима, в первую очередь, финансовая поддержка со стороны государства. «В реализации мусороперерабатывающих проектов необходимо софинасирование со стороны государства, предоставление преференции и субсидий», – сказал «Къ» депутат Владимир Нехорошев.

В качестве примера он назвал мусороперерабатывающий завод в городе Алматы, который успешно работал до тех пор, пока не прекратилось финансирование со стороны акимата города.

Однако начальник департамента научно-технической политики и нормирования АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Ануар Кумпекеев считает, что судьба мусороперерабатывающего завода в Алматы является наглядным подтверждением того, что сначала необходимо отработать вопрос создания раздельного сбора коммунальных отходов среди населения, так как деление отходов на самих заводах приводит к значительному удорожанию переработки.

В то же время, по словам начальника коммерческого отдела ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling», необходимо устранить имеющиеся административные барьеры. «Установить в Экологическом кодексе однозначный порядок сдачи отходов и дать четкое определение понятия «твердые бытовые отходы», для того, чтобы исключить кривотолки», – считает Шынболат Байкулов.

Необходимый техрегламент
Необходимо отметить, что в настоящее время правительство обратило внимание на проблему мусора. В частности, Агентство по делам строительства и ЖКХ в рамках реализации отраслевой программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства планирует к 2012 году в 2-3 крупных городах страны организовать «пилотные» проекты по внедрению технологий раздельного сбора мусора. «Местные исполнительные органы в содействии с уполномоченным органом будут вести работу с населением по разъяснению и пропаганде раздельного сбора мусора», – сказал «Къ» глава АДСЖКХ Серик Нокин.

Также, по его словам, будут разработаны правила и рекомендации по раздельному сбору твердых бытовых отходов, правила, направленные на внедрение подземных контейнеров по сбору мусора при новом строительстве. «В целях развития местного содержания следует оказать содействие инициаторам проектов по производству мусоросортировочных линий и контейнеров для сбора и транспортировки ТБО. Уполномоченный орган в сфере ЖКХ будет также оказывать методическое и финансовое содействие в реализации этих проектов», – сказал собеседник газеты.

В свою очередь, Зуфухар Жолдасов сообщил «Къ», что на сегодня министерством разработан технический регламент, где отображен весь цикл обращения с ТБО. «Мы в рамках данного регламента установили жесткие требования ко всем предприятиям, которые занимаются выпуском упакованной продукции. Они будут обязаны принимать у населения свои упаковки. Например, если они занимаются выпуском соков в стеклянной таре, то эту посуду они должны будут принять у населения за деньги. Это будет экономически стимулировать людей», – сказал он.

При этом, по его словам, правила игры будут установлены и для самих переработчиков. «В регламенте также детально будут описаны требования по переработке того или иного типа ТБО. Например, будет описано, как и где перерабатывать электробытовые приборы, аккумуляторные батареи», – отметил собеседник газеты.

В то же время, с его слов, в техрегламенте будут установлены соответствующие требования по сбору и вывозу мусора для собственников торговых точек, ресторанов. Планируется обязать их сотрудничать с мусороперерабатывающими предприятиями.

Национальная стратегия
По словам руководителя группы экспертов по проекту «Разработка государственной стратегии и плана мероприятий по утилизации твердых бытовых отходов в РК» Рассела Фроста, общая стоимость утилизации твердых бытовых отходов в РК может составить около 150 млрд тенге.

Этот проект предусматривает общее направление, которое могло бы быть использовано регионами Казахстана для того, чтобы правильным образом и наиболее эффективно с точки зрения затрат утилизировать и размещать бытовые отходы.

«Эта стратегия предусматривает переход РК от традиционных способов утилизации и размещениях отходов на обычных неконтролируемых свалках к более цивилизованному методу размещения бытовых отходов на контролируемых полигонах», – говорит г-н Фрост.

Стратегия основывается на трех основных принципах. Во-первых, это более полный охват как сельского, так и городского населения услугами вывоза твердых бытовых отходов. Во-вторых, формирование крупных региональных полигонов для населенных пунктов с большой численностью населения и формирование больших полигонов для сельской населенной местности. Третий принцип заключается в постепенной консервации всех свалок, которые существуют в наше время и рекультивации тех участков, где они были и обслуживали население длительное время.

Предполагаемая стратегия предусматривает период реализации этих трех направлений до 2025 года. «Но это промежуточное решение, возможно, в окончательном варианте этот период будет более длительным», – уточнил Р. Фрост.

По его мнению, правительство РК должно решить вопрос о тарифах на вывоз мусора, которые являются очень низкими. Второй момент – экономическая доступность этих услуг, особенно для тех регионов, где проживают малоимущие слои населения, и для сельских регионов. Соответственно, правительству нужно будет рассмотреть вопрос возможного субсидирования этих тарифов для бедных регионов страны.

«По мере того как будет улучшаться качество услуг, соответственно и стоимость таких услуг будет возрастать, но будут ли сами тарифы для населения увеличиваться – это уже решение правительства, будет ли оно субсидировать эти тарифы, предоставлять грантовое финансирование или для бедных слоев населения будут предусмотрены какие-то льготы», – считает он.

Общая стоимость мероприятий, связанных с данной стратегией, для всей страны составит около 150 млрд тенге.

«Возможно, правительству придется предоставить какое-то грантовое финансирование для того, чтобы инициировать некоторые мероприятия в рамках данной стратегии, другим источником финансирования может стать частный сектор, поскольку частные компании, планирующие заниматься утилизацией твердых бытовых отходов, могут привлечь частное финансирование со стороны коммерческих банков», – отмечает эксперт группы.

Эксперт также добавил, что тарифы должны быть такого уровня, чтобы частный оператор мог покрыть не только свои капитальные инвестиции, но и эксплуатационные затраты и при этом получить определенную прибыль.

По мнению Рассела Фроста, есть и еще вариант финансирования со стороны международных финансовых организаций. Он убежден, что многие из них заинтересованы в финансировании таких проектов.

Европейский опыт
Во многих странах государство стимулирует жителей собирать отходы раздельно. К примеру, Япония и Великобритания ввели отказ в приеме несортированных отходов, в Австралии разыгрываются призы. Бразилия платит за доставку мусора самими жителями, стимулируя развитие подобного бизнеса для малоимущих. В США работает «мусорная полиция», которая контролирует сортировку и нарушения в сборе.

В Швеции сбор мусора и его последующая переработка осуществляется за счет местных налогов. Сбор за вывоз мусора платится по месту жительства: местные коммунальщики устанавливают раздельные баки и обеспечивают вывоз к точке переработки.

В Польше сбор мусора осуществляется несколькими частными компаниями, которые заключают договоры с городами и районами и расставляют во дворах и на улицах контейнеры для сбора бумаги, светлого и цветного стекла, пластика и металла. Также выходит реклама, призывающая людей не засорять землю, а отправлять использованные вещи на переработку. Кстати, за рекламу платят не переработчики, а власти.

Мухтар Тинекеев, депутат мажилиса парламента:

– Каким способом можно добиться улучшения ситуации в переработке мусора?
– Надо вводить раздельный сбор бытового мусора среди населения, но не штрафными санкциями, а через экономическое стимулирование.
Сейчас люди выносят весь мусор в одном пакете: пластиковые, стеклянные тары, бумагу и другой мусор. А так получается, я уже дома должен сортировать мусор по разным пакетам, или делать это возле мусорного контейнера!?

Надо экономически заинтересовать людей. Например, владелец мусороперерабатывающего завода может совместно с КСК собрать собрание жильцов и сказать: давайте мы вам отремонтируем фасад, подъезд или крышу, а вы взамен помогите нам – сортируйте мусор у себя на кухне. И контейнеры соответствующие под отдельный вид мусора поставить. А так, что «вот мы купили завод, а вы нам должны помочь», такого не будет. Народ на это не пойдет за просто так!

Мэлс Елеусизов, председатель экосоюза «Табигат»:

– Каким способом можно добиться улучшения ситуации в переработке мусора?
– Надо просто принять мои предложения. Я изучил эту проблему вдоль и поперек, у меня свое видение. Наша площадка, единственная в Казахстане, работает в Алматы. У нас 5 лет работает сортировочный комплекс, и мы ушли дальше Европы. Сортировать мусор надо в самом начале. Только этим не перегружать население, надо учитывать наш менталитет. Надо отделить пищевые отходы от всего остального, а все остальное будет уже сортироваться на площадке. Это первичная сортировка. Самое главное, изъять из мусора пищевые отходы. Потом проводится глубокая сортировка с последующей переработкой. Мы разработали уникальную систему для этого. У нас не было бы свалок, не было бы мусора, а из отходов вырабатывали бы сырье. Внедрить эту систему вполне реально, никаких препятствий нет, все зависит от желания, я показал это на примере. Это прибыльно и выгодно во всех отношениях.