Фильм «ПираМММида», основанный на тюремной повести основателя компании МММ Сергея Мавроди, только кажется историей о «лихих девяностых» и крупнейшей российской финансовой пирамиде, из-за которой пострадали миллионы граждан.
«ПираМММида», наверное, уникальный случай в российском кино, взять хотя бы его необычную стилистику. История Мавроди здесь вовсе не историческое эссе на тему и не классический байопик об авантюристе, а стандартная американская экранизация комикса, изюминку которой добавляет разве что фигурирование реальной документальной кинохроники и совсем немного – элементов постперестроечного быта. С настоящим Мавроди исполнителя его роли Алексея Серебрякова объединяют только очки в квадратной оправе. В остальном его персонаж, по ходу фильма все больше обрастающий героическими чертами, – типичный суперзлодей, математик-гений, построивший свою финансовую империю на безграничном ресурсе человеческой жадности. У хозяина пирамиды (по фильму – Сергея Мамонтова) присутствуют характерные суперзлодейские черты: аутизм, заикание, абсолютно одинаковые пары джинсов и белых кроссовок, похожих на комплект «неделька», мания величия (ездить в «Чайке» как Гагарин на параде), хранилище со стеклянным куполом, совсем как у Скруджа МакДака, где буквально в деньгах купается его помощница («Эту уволишь, придет другая, еще хуже. Ну не род же человеческий мне переделывать», – философски замечает Мамонтов). Отсутствуют у него и какие-либо привязанности («Мне все равно, что вы сделаете с моим ребенком. Я новых нарожаю», – говорит он похитителям) и так далее. Еще у талантливого манипулятора в помощниках вундеркинд и прожигатель жизни (словно Робин при Бэтмене), мгновенно просчитывающий рикошет мяча для гольфа через колоннаду. А во врагах – военные, на рассвете отрабатывающие удары на туше теленка вместо боксерской груши.
Алексей Серебряков в интервью различным изданиям рассказывает: «У нас не было задачи делать Мавроди. Мы снимали картину для большого экрана, и вряд ли зрительская аудитория станет смотреть кино про упыря. Есть определенные законы – жанровые и зрительского восприятия – которые диктовали нам, что персонаж должен быть именно таким и определенное чувство жалости он должен вызывать. Это некий собирательный образ человека, который хочет изменить мир».
Мамонтов у Эльдара Салаватова если не чувство жалости, то понимание вызывает точно. Особенно на контрасте со своим антагонистом – директором мегакорпорации со связями за рубежом, то пытающимся убить Мамонтова, то подкупить его, то предложить сотрудничество. Это уже злодей комичный, прекрасно исполненный Федором Бондарчуком. А уж ответы Мамонтова на предложения соперника (вроде «Я Россией не торгую!») так и вовсе достойны занесения в героические летописи.
Человеческое лицо у «монстра» Мамонтова проявляется и в том эпизоде, когда он заводит роман с некой журналистской (вездесущая Екатерина Вилкова), которая позже будет прикрывать главного героя, дождется его из семилетнего заключения и весьма эффектно увезет на «Чайке» прочь от тюремных ворот.
В общем, экранизацию кино-комикса режиссер, ранее отметившийся приличными работами «Антикиллер ДК» и «Семейка Ады», осваивает весьма успешно. К тому же, Эльдар Салаватов сам является автором нескольких комиксов и вообще большим фанатом этой субкультуры. Можно сказать, что с продюсером Сергеем Ливневым (сценаристом «АССЫ»), играя по голливудским правилам, им удается вывести нового русского героя, которого долго не могут обрести в российском кино. Чуть раньше это пытались сделать в фильме «Ласковый май», где романтизировался образ авантюриста-продюсера Андрея Разина, на Берлинском кинофестивале – в фильме «Ходорковский». Мамонтов – проходимец и жулик или альтернативный герой почему-то появляется в кино именно сейчас. Интеллект, пусть специ-фический, противопоставлен власти, в частности, чиновникам и силовикам, презрения к которым авторы фильма и не скрывают.