Указом главы государства Нурсултана Назарбаева в Казахстане упразднены Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) и Агентство по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы (АРД РФЦА). Все их функции переданы Национальному банку Казахстана.
Указ «О дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования финансового рынка Республики Казахстан» глава государства подписал 12 апреля текущего года.
Напомним, что АФН начало свою деятельность 1 января 2004 года, получив некоторые функции и полномочия, закрепленные до этого за Национальным банком. Функциями АФН до момента передачи занимался специальный департамент внутри Нацбанка.
Сейчас же Казахстан переходит на первоначальную модель регулирования и надзора. Глава Национального банка Григорий Марченко не раз заявлял, что он против слияния АФН и Нацбанка. Его основным оппонентом в этом вопросе всегда был экс-глава ФНБ «Самрук-Казына», а ныне министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов. Все споры о создании единого мегарегулятора сводятся к вопросу эффективности структуры.
Руководитель аналитического центра «Асыл-Инвест» Дамир Сейсебаев считает, что сейчас происходит процесс оптимизации. «На мой взгляд, важно сейчас не концентрироваться на прошлом и обсуждать, насколько эффективно раздельная система работала раньше. Нужно думать, как выстроить весь процесс регулирования так, чтобы он был более эффективным в ситуации новых вызовов в регулировании финансовой системы». Проблемы регулирования существуют во всем мире, так как регулятор обычно не успевает за развитием финансового рынка. И нужно выстроить систему так, чтобы она могла не только успевать за рынком, но и в каком-то смысле опережать его. В любом случае, крупных изменений, в частности, регулирования финансовых институтов, в ближайшее время, вероятно, не произойдет. Насколько система будет эффективной, покажет время, когда она будет проверена на прочность новыми финансовыми кризисами, считает эксперт.
Похожего мнения придерживается депутат мажилиса парламента Айгуль Соловьева, которая считает, что решение оправдано и целесообразно. Идет оптимизация и Нацбанк сможет лучше осуществлять регулирование финансовой системы, если этот вопрос будет частью его структурного подразделения. Ведь финансовое регулирование необходимо, в особенности, в части защиты прав потребителей финуслуг. Этому вопросу надо будет уделять особое внимание. «Посмотрим, что предложит Нацбанк, и как он продолжит эту политику».
А вот экс-глава Национального банка Ораз Жандосов, считает, что объединение АФН и Нацбанка – неправильное решение. По его мнению, есть определенные противоречия между задачей контроля за инфляцией и задачей стабильности банковского сектора. Возможна ситуация, когда одна задача входит в противоречие с другой, поэтому лучше их решать на разных уровнях принятия решений. Также Ораз Жандосов считает, что так как основная задача Нацбанка – контроль за инфляцией, есть вероятность, что вопросы регулирования для этой структуры уйдут на второй план.
Стоит отметить, что раздельная модель регуляторов была построена как система сдержек и противовесов. Национальный банк выполнял такие задачи как разработка и проведение денежно-кредитной политики государства, обеспечение функционирования платежных систем, осуществление валютного регулирования и валютного контроля, содействие обеспечению стабильности финансовой системы. В то время как АФН выполнял такие задачи как обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом, обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке. Тем самым, решение одного института сильно влияло на деятельность другого. Ведь ситуация в банковском секторе отражалась и на финансовой стабильности страны, и на инфляции, и на валюте. Конечно, решения, принимаемые одним регулятором, могут иметь большую силу. Но тут встает другая проблема – сосредоточивания власти в одних руках. Если раньше Нацбанк принимал решение, которое, по мнению АФН, вредит банкам, то АФН мог принять меры по предотвращению последствий. Теперь же ошибки Нацбанка уже никто, кроме него самого, исправить не в состоянии.
Но в любом случае, сама система на первых порах не сильно поменяется. АФН будет департаментом внутри Нацбанка, и будет нести все те же функции. Но в будущем процесс оптимизации неизбежен, и сейчас невозможно представить, каким он будет.
Что же касается функций АРД РФЦА, то они для Нацбанка будут новыми, и пройдет достаточно много времени, пока он разработает свое видение по вопросам развития финансового центра Алматы.
Сейчас ход Нацбанка – ход, который повлияет на весь финансовый сектор, может оставить все как есть, а может изменить к худшему или к лучшему. Нам остается лишь ждать, когда и какой ход будет сделан.