На прошлой неделе представитель Ирана в МАГАТЭ Али Аскар Солтание заявил, что Иран не обязан допускать инспекторов агентства на заводы-производители компонентов центрифуг ядерных АЭС.
Газовые центрифуги со скоростью вращения около 60 тыс. оборотов в минуту применяются в области ядерных исследований для разделения изотопов урана, находящихся в газе. По словам Солтание, подобные инспекции не входят в рамки дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия ДНЯО, подписанного Ираном в 2003 году. Таким образом, недопущение представителей МАГАТЭ на предприятия, выпускающие компоненты для центрифуг (центрифуга состоит из 180 деталей), не является нарушением дополнительного протокола к ДНЯО.
«В настоящий момент Иран не выполняет дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, — сообщил ИА Trend старший исследователь проекта SIRPI (Stockholm International Peace Research Institute) по нераспространению ядерного оружия и контролю за экспортом Шеннон Н. Кайл (Shannon N. Kile). — Несмотря на выполнение Ираном дополнительного протокола с 2003 по 2006 года, он никогда его не ратифицировал, то есть документ никогда не вступал в силу. Это означает, что Иран не обязан предоставлять доступ инспекторам МАГАТЭ на объекты, на которых не присутствуют объявленные ядерные материалы».
По мнению Н. Кайла, нежелание Ирана выполнять дополнительный протокол снижает прозрачность его ядерной деятельности и уменьшает возможности МАГАТЭ предоставить надежные гарантии того, что проводимая в стране ядерная деятельность носит исключительно мирный характер.
«Это является проблемой. Это вызывает неопределенность того, что Иран собирается делать, и МАГАТЭ не может гарантировать, что в Иране не осуществляется полным ходом скрытая ядерная деятельность», — заявил Н. Кайл.