В ближайшие пять лет Казахстан должен войти в число стран с высоким уровнем доходов населения. Для этого стране необходим ежегодный рост экономики не менее 7%. Такую задачу перед правительством поставил президент страны Нурсултан Назарбаев.
17 апреля, в воскресенье, глава государства провел расширенное заседание правительства с участием областных акимов, глав республиканских ведомств, национальных компаний и функционеров НДП «Нур Отан». Проведение совещания в воскресный день подчеркивало основную мысль, которую Нурсултан Назарбаев доносил до высших чиновников страны: необходимо не снижать темп работы, а наоборот, повышать ее эффективность.
Главной задачей для Казахстана должно стать вхождение в число стран с высоким уровнем доходов, считает глава государства. По его мнению, ВВП на душу населения к 2016 году (предполагаемому году проведения следующих президентских выборов) должен составить не менее $15 тыс. (сейчас – $9,5 тыс.). Для этого стране необходим ежегодный рост экономики в 7%, причем базироваться этот рост должен на интенсивном развитии несырьевого сектора, а также малого и среднего бизнеса. Для решения указанной задачи есть три пути: привлечение инвестиций, внедрение инноваций и повышение эффективности государственных и общественных институтов. Подчиненные отреагировали на поставленные президентом задачи оперативно – на следующий день, в понедельник, премьер-министр Карим Масимов поручил министру экономического развития и торговли Кайрату Келимбетову в двухнедельный срок представить расчеты по целевым показателям экономического роста для каждой отрасли с предложениями по их персональному закреплению за каждым министром и акимом. «Будем отслеживать достижение показателей ежеквартально», — подчеркнул глава правительства.
Поменял президент и структуру управления государственными активами. Институты развития, деятельность которых активно критиковалась в прошедшем году председателем Счетного комитета Омарханом Оксикбаевым, переданы из подчинения ФНБ «Самрук-Казына» в ведение профильных министерств. Так, фонд развития малого предпринимательства «Даму» будет работать под руководством МЭРТ. В свою очередь группа банков развития, в числе которых «Казына Капитал Менедж-мент» и «КазЭкспортГарант», отданы Министерству индустрии и новых технологий. Таким образом, для Тимура Кулибаева исключается перегрузка в отношении развития МСБ, связанная с совмещением должностей главы «Самрук-Казыны» и председателя президиума Национальной экономической палаты «Атамекен». Теперь госфонд, выполнив функцию оператора антикризисной программы, должен сосредоточиться на развитии эффективного корпоративного управления в национальных компаниях.
Президент подчеркнул важность международного направления экономической политики, назначив экс-главу МЭРТ Жанар Айтжанову министром по делам экономической интеграции. Деятельность нового министра будет ориентирована на участие Казахстана в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а также организацию и проведение переговоров по вступлению в ВТО. Примечательно, что Жанар Айтжанова стала министром без портфеля – ей не будет подчиняться какое-либо ведомство, функции рабочего органа по вопросам экономической интеграции будут выполнять отдельные структурные подразделения МЭРТ. Подобный случай в Казахстане уже был – в 1999 году министром без портфеля, по совместительству председателем Национальной комиссии по делам семьи и женщин была назначена Айткуль Самакова.
Если целью государства станет достижение количественных результатов, то оно сможет добиться увеличения ВВП на душу населения в 1,5 раза, не сомневается экономист Валентин Макалкин. Однако, считает он, это не гарантирует коренного перелома ситуации, при которой 40% экономически активного населения не имеет твердого дохода. «Если главное для власти – народ, а не помпезность достижений, то усилия нужно направлять на развитие трудоемких отраслей экономики, к которым и относится перерабатывающая промышленность», – комментирует он «Къ». По мнению эксперта, цели, указанные в различных программах, в числе которых и Программа индустриализации, не оснащены системой четких приоритетов, в них не прописаны конкретные механизмы реализации поставленных задач. «Это и приводит к тому, что институты развития передаются в ведение госфонда, а затем в подчинение министерствам», – подчеркивает он.